Легкая сырая нефть. Российская нефть

Тяжелые нефти и газовые гидраты в условиях истощения традиционных энергетических ресурсов играют всё большую роль в мировой экономике. Особое значение они имеют в России, где месторождения легкой нефти выработаны более чем наполовину, при этом переработчики зачастую не имеют прямого доступа к ресурсам. Мировые запасы тяжелых нефтей составляют более 810 миллиарда тонн, на Россию приходится около семи миллиардов. Добыча тяжелых нефтей уже сегодня составляет 23% от общероссийской. Однако их извлечение требует использования по-настоящему эффективных технологий и «умной» техники. Компания Hanjin D&B Rus Ltd. предлагает для популярного сегодня метода добычи тяжелой нефти и битума уникальную по свойствам буровую установку - D&B-150HDD.

Текст: генеральный директор Hanjin D&B Rus Ltd. Исраил Дарсигов

Методы и технологии добычи нетрадиционной нефти

Основной причиной отнесения запасов нефти к трудноизвлекаемым является отсутствие технологий, позволяющих разрабатывать запасы нефти с ухудшенными геолого-физическими (свойства коллектора или пластовых флюидов) или промысловыми (высокая выработка) характеристиками, - объясняет Игорь Шпуров, генеральный директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых».

То есть, как только технология находится, определенная доля трудноизвлекаемых запасов перестает таковыми быть. Переоценка случается примерно раз в три года.

Сегодня добыча тяжелых и вязких нефтей осуществляется с применением технологий внутрипластового горения, паротеплового воздействия на пласт и парогравитационного дренажа (SAGD). Стоит отметить, что метод SAGD, активно применяемый в Канаде, был разработан на основе технологий, внедренных еще в советское время в Республике Коми. На данный момент он наиболее эффективен.

В Республике Татарстан, например, именно так реализуется основная добыча природного битума - воздействием на нефтенасыщенный пласт через парные горизонтальные скважины (через одну из них нагнетается пар, через другую - выкачивается нефть). Данный способ добычи используется в настоящее время на Ашальчинском месторождении. В Республике Коми этим же методом ведутся опытно-промышленные работы на Ярегском нефтетитановом месторождении, открытом в далеком 1932 году. Так же добывает высоковязкую нефть ПАО АНК «Башнефть» - например, разрабатывает Шафрановское месторождение, особенность которого - высокое содержание в нефти асфальтенов.

Действительно, метод SAGD сегодня наиболее популярен среди нефтедобытчиков. Однако, чтобы повысить эффективность этого способа добычи, для строительства добывающих и паронагнетательных скважин нужны инновационные, высокотехнологичные буровые установки.

Рожденная инновациями

Корейская машиностроительная компания Hanjin D&B Co. Ltd., основанная в 1988 году, специализируется на производстве буровой техники для горизонтально-направленного и вертикального бурения. Успех компании в нашей стране обусловлен высокой надежностью оборудования и профессиональным сервисом, организованном на территории России и стран СНГ.

Hanjin D&B Rus Ltd. - эксклюзивный представитель завода - завозит новое оборудование с южнокорейского предприятия, занимается разработкой проектов по модернизации действующих буровых установок, предоставляет техническую помощь в установке, пусконаладочных работах и эксплуатации оборудования.

Для метода SAGD производитель предлагает многофункциональное новшество - буровую установку D&B-150HDD. Она предназначена для бурения силовым вертлюгом, забойным двигателем скважин с большими отклонения-ми забоя (до 3000 метров) от вертикали, в том числе на экстремально малых глубинах.

D&B-150HDD состоит из самоходной наклонной буровой установки (НБУ), смонтированной на шасси полуприцепа, дополнительного и вспомогательного оборудования. НБУ с регулируемым приводом блочно-модульного исполнения с наклонной мачтой и реечным механизмом передвижения силового вертлюга обеспечивает применение различных способов бурения (роторный либо турбинно-роторный).


Новая установка дает возможность бурения скважин на глубину (по вертикали) от 20 до 3000 метров от дневной поверхности под углом захода в пласт от 7 до 90 градусов (от горизонтальной плоскости) с конечным диаметром бурения от 102 до 477 миллиметров, с допустимой нагрузкой (вес на крюке) 150 тонн и общей длиной ствола скважины до 3000 метров, а также бурение скважины большого диаметра от 477 миллиметров. Кран подачи буровых труб на гусеничном ходу осуществляет транспортировку бурового агрегата на платформу основания БУ, а при выполнении бурения подает буровые трубы на мачту установки. Управляется дистанционно из кабины бурильщика.


Комплекс может применяться в макроклиматических районах с температурой окружающего воздуха от – 45° С до + 50° С. Стоит отметить, что с буровыми установками D&B-150HDD возможно строительство как горизонтальных, так и наклонно-направленных скважин - и они отвечают самым высоким стандартам безопасности.

Тяжелые нефти и газовые гидраты в условиях истощения традиционных энергетических ресурсов приобретают все большее значение в мировой экономике. Особое значение они имеют и в России, где месторождения легкой нефти выработаны более чем наполовину, и одновременно - действующие и потенциальные переработчики в большинстве случаев не имеют прямого доступа к ресурсам. Тем временем, по данным экспертов, мировые запасы тяжелых нефтей составляют более 810 млрд тонн. Геологические запасы высоковязкой и тяжелой нефти в России достигают 6-7 млрд т (40-50 млрд баррелей), однако их применение и извлечение требует использования специальных дорогостоящих технологий. Немногие российские компании готовы вкладывать значительные средства в разработку месторождений и переработку тяжелой нефти, даже, несмотря на значительную государственную поддержку.

Отправные точки

В связи с растущим потреблением и нефтепродуктов, стремлением экспортировать высокие сорта нефти, постепенным истощением ранее разведанных нефтяных месторождений, сверхвязкие тяжелые нефти становятся востребованными в экономике РФ. Такие нефти активно применяются в строительстве (дороги, здания), а после очистки их можно использовать в химической промышленности - для производства клеев и пластиков различного назначения.

Производство качественных битумов для дорожного хозяйства - перспективное направление. На сегодняшний день потребность отрасли в битумах, которые получают из фракций обычной и тяжелой нефти, составляет более 2,5 млн т. Учитывая, что темпы среднегодового роста спроса на битум в ближайшей перспективе ожидаются в пределах 10%, к 2015 году объемы его использования могут достигнуть 9–10 млн т. Кроме того, перспектива освоения природных битумов становится все более актуальной в связи с возможностью получения из них энергоносителей, альтернативных топочному мазуту и природному газу.

Основные мировые запасы углеводородов, как уже отмечалось, сосредоточены именно в тяжелой нефти. По разведанным запасам тяжелой нефти Россия занимает третье место в мире после Канады и Венесуэлы. Заметим, что одной из наиболее важных тенденций, наблюдаемых в современном нефтедобывающем секторе, является снижение добычи легкой нефти и нефти средней плотности. Запасы нефти, удобные для добычи, истощаются ускоренными темпами. В РФ степень выработанности запасов осваиваемых нефтегазовых месторождений достигла 60%, при этом добыча ведется с использованием сверхинтенсивных технологий. Другие месторождения находятся в северных районах и содержат трудноизвлекаемые запасы тяжелой нефти и сложные подгазовые залежи.

Основные проблемы нефте- и газодобывающей отрасли России заключаются в экстенсивном способе выработки и добычи углеводородов: из множества месторождений выбираются самые крупные с нефтью, обладающей лучшими свойствами. Месторождения, что залегают на больших глубинах, а также месторождения тяжелых нефтей - разрабатываются в последнюю очередь.

Серьезной проблемой является также то, что для перекачки как легкой, так и тяжелой нефти используется одна система трубопроводов, что приводит к ухудшению качества всей перекачиваемой нефти.

В связи с изложенным разработка новых технологий добычи тяжелых и сверхвязких нефтей является приоритетным направлением развития всей нефтяной отрасли. По мнению экспертов, оптимальный способ использования таких нефтей - переработка в легкую синтетическую нефть или в нефтепродукты вблизи места добычи, что снижает затраты на транспортировку.

Тяжелая ноша

Операционные затраты по добыче тяжелой нефти и природных битумов в 3-4 раза превосходят затраты на добычу легкой нефти, что связано не только с более высокой плотностью и вязкостью тяжелых нефтей, но и с недостаточной развитостью технологии ее добычи и переработки в нашей стране. Так, технология разделения основана на смешении тяжелой нефти с легкой нефтью или легкими дистиллятами. Только в последние годы на отечественных НПЗ стали использоваться современные технологии переработки тяжелой и сверхтяжелой нефтей. Многие из российских НПЗ имеют в своем составе только процессы неглубокой переработки нефти. В этом случае из нефти выделяют легкие и средние фракции, а мазут используют как котельное топливо. На ряде заводов реализован первый этап углубления переработки нефти - выделение из мазута вакуумных фракций и их каталитический крекинг. Некоторая часть остатка вакуумной ректификации гудрона используется для получения кокса, битумов, остаточных масел. Основная масса гудрона используется для производства электроэнергии и пара. В подобной схеме глубина переработки нефти при этом составляет обычно не более 70-75%, в то время как за рубежом, где широко развиты чрезвычайно дорогостоящие процессы переработки мазутов и гудронов, она достигает 90%.

Эксперты отмечают, что переработка тяжелой высоковязкой нефти еще более затруднительна, энергоемка и, как следствие, во многих случаях низкорентабельна и даже убыточна.

Признанным лидером российской переработки битумов является компания «Татнефть», в которой принята программа внедрения новых технологий переработки тяжелой нефти. В 2006 году на ОАО «Таиф-НК» реализован первый этап углубления переработки нефти - построена по новейшей отечественной технологии и успешно эксплуатируется установка каталитического крекинга. Планируется строительство комплекса по переработке гудрона, однако известные сегодня зарубежные процессы - низкоэффективные и дорогостоящие, особенно если учесть, что речь идет о гудроне весьма тяжелых нефтей Татарстана. В планах некоторых отечественных компаний («Лукойл», «Газпром») предусматривается модернизация заводов и строительство новых установок для переработки остатков тяжелых нефтей. Они сталкиваются с теми же проблемами, что и ОАО «Таиф-НК».

Технологические перспективы

Эксперты сходятся во мнении, что не за горами ускоренное развитие технологий переработки тяжелой нефти и остатков, полученных из них. Однако, вероятнее всего, большая часть технологий, которые будут использованы для этих целей российскими нефтяными компаниями, окажется разработанной за рубежом.

Впрочем, это связано не с отсутствием конкурентноспособных отечественных разработок, а с разрушением отечественной системы крупнопилотных и демонстрационных испытаний. По данным, полученным на специализированных конференциях, несколько новых технологий готовы к пилотным испытаниям. Примечательно, что именно на российских разработках базируется более 90% процессов, функционирующих на предприятиях России, и все эти разработки в период их внедрения были опережающими. Столь высокий уровень внедрения местных технологий отчасти связан с особенностями функционирования советской промышленности, однако в большей степени - демонстрирует возможности российской научной школы в этом технологическом секторе. К слову, США имеют на заводах данного профиля существенно большее число процессов, закупленных за рубежом.

На сегодняшний день готовы к масштабному внедрению несколько оригинальных процессов переработки остатков тяжелых нефтей, созданных в системе РАН. В частности, в Институте нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева совместно с другими академическими и отраслевыми институтами создана технология безостаточной и комплексной переработки тяжелых нефтей. Технология не имеет аналогов и базируется на применении ультрадисперсных катализаторов (нанокатализаторов) и прошла длительные испытания на крупнопилотной установке мощностью по тяжелой нефти 2 барреля в сутки. К процессу проявили интерес в Татарстане, регионе - инновационном лидере.

География изучена

Российские запасы тяжелой высоковязкой нефти оцениваются в 6-7 млрд т, 71,4% от общего объема залежей находятся в Волго-Уральском и Западно-Сибирском нефтегазоносных регионах. При этом в Приволжском и Уральском регионах содержится 60,4% от общероссийских запасов тяжелых и 70,8% вязких нефтей. Месторождения тяжелой нефти найдены в Татарии, Удмуртии, Башкирии, Самарской и Пермской областях.

Сегодня на долю тяжелой нефти приходится 23% от общей добычи нефти в РФ, при этом почти половина тяжелых нефтей добывается в Ханты-Мансийском АО (Вань-Еганское месторождение). В то же время практически не изучены запасы нефти в Кировской, Ульяновской областях, а также в республике Марий Эл.

Серьезные запасы тяжелых нефтей и битумов расположены в Татарстане, они составляют, по разным оценкам, от 1,5 до 7 млрд т. В последние годы здесь активно разрабатывается Ашальчинское месторождение: с начала 2007 года производят опытно-технологические работы по добыче тяжелой нефти.

Арктический регион России богат нефтегазовыми месторождениями: на шельфе и побережье Печорского и Карского морей разведано 19 месторождений тяжелых и битуминозных нефтей. Их общие извлекаемые запасы составляют 1,7 млрд т. Сегодня разрабатываются только месторождения севера Тимано-Печорской провинции, где общий объем добычи не превышает 0,6 млн т в год. Непосредственно на шельфе, в Печорском море, на пяти открытых месторождениях сосредоточено 0,4 млрд т извлекаемых запасов, 85% которых представлены тяжелыми и битуминозными нефтями. Особенностью освоения арктических месторождений является их оторванность от системы транспортных нефтепроводов и отсутствие развитой сети железных дорог. Единственным доступным из региона является морской транспорт.

Уже сейчас переработка тяжелой нефти дает возможность ее широкого использования. В Западной Сибири существует проект строительства завода по производству клеев и смол для нужд лесоперерабатывающего комплекса из нефтехимического сырья. В Нижневартовске запущен проект строительства НПЗ по выпуску высококачественного дорожного битума из тяжелых нефтей.

На полной мощности завод будет производить около 150 тыс. т битума в год. При этом потребность в дорожном битуме одного только Уральского региона, по мнению экспертов, может составить к 2010 году 377 тыс. т. Помимо выпуска основной продукции, завод займется изготовлением строительного и хрупкого битума, арктического дизельного топлива, маловязкого судового топлива, вакуумного газойля и компонента бензина.

Татарстан...

Татарстан располагает крупнейшим в России ресурсным потенциалом природных битумов. По качеству - нефть разрабатываемых месторождений преимущественно сернистая, высокосернистая (80%) и высоковязкая (67% остаточных извлекаемых запасов), а по плотности - средние и тяжелые (68% остаточных извлекаемых запасов). Добыча нефти в республике, как и во всей Волго-Уральской нефтегазоносной провинции, находится на стадии естественного снижения, на протяжении последних лет в регионе удается поддерживать добычу на уровне 28-30 млн. тонн в год до 2020 года.

В настоящее время на балансе ОАО «Татнефть» (имеются лицензии) числятся запасы 21-го месторождения сверхвязких нефтей, в том числе балансовых - 118 млн т, извлекаемых - 41 млн т. Всего в Черемшано-Бастрыкской зоне имеется 98 месторождений высоковязких нефтей с геологическими запасами 461 млн т. Из них в программу освоения включены 45 месторождений с геологическими запасами 191 млн т. Месторождения разделены на три зоны с равными запасами нефти. Проектные технологии разработки по трем группам предусматривают и включают: бурение горизонтальных скважин - 1600 единиц, вертикальных скважин - 3540, оценочных скважин - 890 единиц. «Татнефть» ведет опытно-промышленную разработку двух месторождений с общими запасами 14,1 млн т и продолжает переговоры с зарубежными компаниями, владеющими технологиями внутрипластового горения, которые позволяют улучшить характеристики нефти - осуществить преобразование тяжелых нефтей в легкие.

Главная задача республики в сложившейся непростой ситуации - привлечение инвестиций и внедрение новых эффективных методов повышения извлечения битумов. Нулевая ставка НДПИ, введенная с 2006 года на добычу тяжелой нефти и битумов, послужит стимулом к дальнейшему увеличению эффективности нефтедобычи.

Разработана «Программа развития ТЭК Республики Татарстан на период до 2020 года». Программа предусматривает ввод в разработку 45 подготовленных к освоению месторождений битумов с разведанными запасами 43,5 млн т и доведение их добычи до 1,92 млн т в 2020 году. На существующих нефтеперерабатывающих мощностях в Нижнекамске с этой целью будут построены дополнительные установки.

Сегодня к битумным проектам региона проявляют активный интерес ряд ведущих нефтяных компаний мира - Shell, ConocoPhillips, ExxonMobil, Chevron, Repsol.

... и другие

В Республике Коми компания «Лукойл» ведет опытно-промышленные работы на Ярегском нефтетитановом месторождении, открытом в далеком 1932 году. Извлекаемые ресурсы нефти на данном месторождении составляют 31 млн т, добывается немногим более 5 тыс. т в год нефти с высоким содержанием серы. Месторождение подпадает под закон об обнулении НДПИ, и теперь компания придает планам по добыче и переработке тяжелой нефти большее значение. Планируется, что к 2011 году объемы добычи на Яреге возрастут до 3 млн т в год, а к 2015 году составят около 6 млн т. К этому же времени будут соответственно увеличены мощности Ухтинского НПЗ, на который ярегская нефть поступит для первичной обработки.

В ХМАО развивается добыча и производство высоковязких нефтей. На территории округа находится Вань-Еганское месторождение тяжелой нефти с уникальными свойствами. Поэтому в Югре рассматривают возможность строительства битумного завода производительностью более 100 тыс. т в год. Продукция будет поставляться как дорожным строителям ХМАО, так и в другие российские регионы. По предварительным оценкам, общая стоимость нового завода, который планируется возвести в районе Нижневартовска, порядка 150 млн долларов.

Арктический шельф и его побережье рассматриваются «Энергетической стратегией России» как одно из приоритетных направлений развития нефтедобычи. В российской Арктике на шельфе и побережье Печорского и Карского морей разведано 19 месторождений тяжелых и битуминозных видов нефти. Из общих извлекаемых запасов нефти в регионе 1,7 млрд т - это запасы тяжелой нефти, они составляют 1,1 млрд т. На пяти крупных месторождениях, открытых на шельфе Печорского моря, сосредоточено 0,4 млрд т извлекаемых запасов, 85% которых представлено тяжелыми и битуминозными нефтями. По оценке специалистов, на месторождениях Варандейморе («Арктикшельфнефтегаз»), Приразломное («Севморнефтегаз») и Северо-Гуляевское (нераспределенный фонд недр) - 100% извлекаемых запасов, на месторождении Медынское-море («Арктикшельфнефтегаз») - 99%, на основных горизонтах Долгинского («Газпром») - 82%. Администрация Северо-Западного федерального округа поддержала предложение Мурманской области о создании на Кольском полуострове производства по переработке тяжелых шельфовых нефтей, перевозимых через Мурманский транспортный узел. Создание НПЗ по переработке арктической тяжелой нефти позволит решить две важные задачи:

  • обеспечить регион доступными энергоресурсами,
  • повысить рентабельность освоения шельфовых месторождений за счет экспорта легких продуктов перегонки с большей добавленной стоимостью.

Дело государственной важности

Сегодня государство осознало важность поиска новых технологий и оборудования для добычи тяжелой, высоковязкой нефти - ценного сырья для получения множества полезных нефтехимических продуктов. Значительные ресурсы в области нефтедобычи направляются на разработку и развитие новых способов добычи нефти, которые позволят повысить технико-экономические показатели разработки месторождений тяжелых нефтей. Для этого, согласно «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» в нефтегазовый комплекс требуется вложить 400-440 млрд долларов, т. е. годовые инвестиции должны составить около 23-25 млрд долларов. Однако нефтяные компании вкладывают в нефтяную промышленность не более 5,3-5,7 млрд долларов в год, что почти в 4 раза ниже требуемого объема, и это осложняет разработку и внедрение новых технологий.

Введенные правительством РФ льготы по НДПИ для выработки сверхвязких нефтей должны стать серьезным стимулом для активизации разработки месторождений природных битумов, тем более - в условиях дефицита финансовых средств. Такими льготами ранее воспользовалась компания «Татнефть». Сегодня в пределах лицензионных территорий ОАО «Татнефть» находятся двенадцать разведанных месторождений тяжелых нефтей, которые включены в Государственный баланс запасов России. Два из них - Мордово-Кармальское и Ашальчинское - находятся в режиме опытно-промышленной разработки. Ее результаты показали, что «Татнефть» может добывать такую нефть в промышленных масштабах.

Арктический шельф России рассматривается правительством как один из ключевых регионов поддержания и роста добычи нефти, что особенно актуально в условиях стагнации нефтедобычи в основных регионах страны. Для координации освоения шельфа Министерство природных ресурсов РФ разработало государственную «Стратегию изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ до 2020 года». С целью повышения инвестиционной привлекательности проведения геологоразведочных работ и освоения месторождений Арктического шельфа рассматриваются различные возможности стимулирования вложений в шельфовые проекты: снижение стандартных ставок налогов и платежей, налоговые каникулы. Кроме того, могут быть использованы инвестиционные вычеты, освобождение от налогообложения при проведении геолого-разведочных работ и снижение пошлин на уникальное импортное оборудование.

Разработка месторождений высоковязких нефтей в России актуальна как никогда. Однако для добычи нетрадиционных ресурсов (битумы, тяжелые нефти, газовые гидраты) требуются колоссальные инвестиции и, что еще важнее, новые технологии, к внедрению которых стремится всего несколько компаний. Крайне важно не упустить технологические преимущества, которые даст внедрение опережающих российских разработок. Принятые государством поправки в Налоговый кодекс устанавливают льготы на добычу полезных ископаемых при освоении месторождений тяжелых и высоковязких нефтей, но по какой-то причине специалисты в области налоговой политики остановились на половине пути. Говорить о достижении рентабельности и даже о самой разработке новых нефтяных проектов - можно будет лишь в случае установления таких льгот по всему технологическому коридору, который проходят «тяжелые нефти», - кроме добывающих компаний льготы должны получить НПЗ, перерабатывающие тяжелые высоковязкие нефти, природные битумы и битуминозные пески.

Природные выходы нефти на поверхность встречаются все реже и реже. Бившие некогда ключи из нефти на реке Ухте, месте зарождения нефтедобычи в России, иссякли. Нефть не кончается, но уходит все дальше и глубже. Добывать ее становится все сложнее. Эра легкой нефти (как по плотности, так и по легкости ее извлечения из недр) подходит к концу. Наступает эра тяжелой нефти .

По оценкам ученых легкая нефть кончится уже в первой половине этого века. В странах, не входящих в ОПЕК, она кончится еще раньше - через 20-25 лет. Но в целом нефтяные запасы еще далеки от истощения. В недрах есть огромные запасы тяжелой или, как ее еще называют, битумной нефти . Нефти, которую до недавнего времени даже не пытались добывать. За исключением разве что единичных экспериментальных попыток.

Таких как, например, нефтяная шахта в Республике Коми, где нефть добывают шахтным способом с глубины 220 м. Или экспериментальная добыча тяжелой нефти, уходящими под землю под углом 45° скважинами в Татарстане. Где одни скважины нагнетают в нефтенасыщенный пласт пар температурой 200°C, другие, расположенные в пласте ниже, откачивают разогретую таким образом нефть на поверхность.

Весьма интересный и познавательный фильм Сергея Брилева Тяжелая нефть освещает современное состояние нефтедобычи в России. Тенденции нефтяной отрасли. Что происходит в нефтедобывающей отрасли сейчас и что нас ждет впереди. Очень рекомендую посмотреть.

Тяжелая нефть, часть 1

Тяжелая нефть, часть 2

Классификация нефтей

В 1987 году на XII Мировом нефтяном конгрессе в г. Хьюстон была принята общая схема классификации нефтей и природных битумов:

  • легкие нефти - с плотностью менее 870,3 кг/м³;
  • средние нефти - 870,3–920,0 кг/м³;
  • тяжелые нефти - 920,0–1000 кг/м³;
  • сверхтяжелые нефти - более 1000 кг/м³ при вязкости менее 10 000 мПа·с;
  • природные битумы - более 1000 кг/м³ при вязкости свыше 10 000 мПа·с.

Природные битумы - окисленные высоковязкие, плотные нефти жидкой, полужидкой и твердой консистенции с высоким содержанием серы, масел, смол и асфальтенов. Отличаются большим содержанием ванадия, никеля, молибдена и значительно меньшим (до 25 %) содержанием бензиновых и дизельных фракций.

Обычно, когда говорят о тяжелой нефти, подразумевают как тяжелую нефть, так и сверхтяжелую нефть. И часто природные битумы в том числе. Приведенные выше сведения, надеюсь, помогут сориентироваться в терминах и как-то более точно представлять себе что есть что на самом деле.

Мировые запасы тяжелой нефти

По разведанным запасам тяжелой нефти Россия занимает третье место в мире после Канады и Венесуэлы.

Цены на нефть являются такой же неотъемлемой частью новостного выпуска, как прогноз погоды. На добыче и использовании углеводородного топлива держится вся экономика современного мира. Но почему нефть из разных стран стоит по-разному, и в чем особенности разных марок черного золота?

Все нефтяные месторождения отличаются друг от друга в первую очередь качеством нефти. В зависимости от того, какой химический состав имеет нефть, ее относят к той или иной марке, а исходя из этого, складывается и ее цена на мировом рынке. Сегодня в разных местах планеты добывают более 20 марок нефти.

Основные марки, относительно которых идет денежная оценка всех остальных сортов, это британская нефть Brent, американская WTI и ближневосточная Middle East Crude. Их качество является одним из лучших, и с ними сравнивают все остальные разновидности нефти.

Сырая нефть, то есть в том виде, в котором ее добывают, практически не используется в экономике, поэтому для получения топлива или другого продукта она подвергается переработке. Глубина и стоимость переработки, а следовательно, и цена готового продукта напрямую зависят от химического состава нефти. Основными показателями, влияющими на качество нефти, является ее плотность и содержание в ней различных примесей, в основном серы.

Из сортов, имеющих низкую плотность (их называют легкими сортами) и невысокое содержание примесей, в результате незначительной переработки получают бензин, керосин и дизельное топливо. Это наиболее востребованные продукты на рынке жидких углеводородов. А вот густая и вязкая нефть, имеющая высокую плотность, используется в основном для изготовления мазута и топлива для производственных печей. Поэтому легкие сорта нефти с минимальным количеством серы (не более 1%) требуют минимальных материальных затрат на переработку и стоят дороже, чем тяжелые сорта.


Среди всей мировой нефти эталонными, наряду с маркой североморской Brent, признаны нефть марки WTI (добывается в штате Техас) и Dubai Crude (Объединенные Арабские Эмираты).

Россия поставляет на мировой рынок несколько марок нефти, имеющих различный химический состав. Основная марка российской нефти - это Urals, которая представляет собой смесь нефти, добываемой в Ханты-Мансийском автономном округе и в республике Татарстан. Легкая сибирская нефть смешивается в одном трубопроводе с европейской. Но татарстанская нефть содержит множество серы и других примесей, которые в итоге и понижают стоимость этой марки. Другая марка Siberian Light, поставки которой на мировой рынок незначительны, является в чистом виде сибирской нефтью, добываемой в Ханты-Мансийском АО. Содержание серы в ней почти в 3 раза меньше, чем в Urals. А нефть, которую добывают на арктическом шельфе относится к марке Arctic Oil. Она довольно тяжелая и содержит очень много серы. Остальные сорта российской нефти (сахалинская Sokol, восточносибирская ESPO и сахалинская Vityaz) имеют легкий состав и очень низкое содержание посторонних примесей. А нефть марки Sokol наиболее близка к легкой оманской нефти.

Если сравнивать страны, являющиеся мировыми лидерами по добыче нефти, то они, как правило, обладают высококачественными месторождениями сырья. Например, нефть Индонезии, крупнейшего поставщика углеводородов на рынки мира, продается под маркой Minas. Это очень легкая нефть с минимальным содержанием серы - менее 0,1%. Нефть, добываемая в Нигерии и Анголе, также имеет низкие показатели примесей и относится к легкой нефти. То же можно сказать и о нефти стран Аравийского полуострова и Северной Африки. А вот Венесуэле не так повезло. Большая часть нефти, добываемой в этой стране, считается тяжелой и содержит много серы, что вынуждает руководство этого государства предпринимать дополнительные меры для успешной реализации своего сырья.

Термин «нефть легкая»

Нефть лёгкая – к такому виду черного золота, как нефть Light (легкая) специалисты относят сырую нефть с низкими показателями удельной плотности и высокими значениями плотности АНИ. Легкая нефть отличается высоким процентом, содержащихся в ней легких углеводородных фракций, которые включают в себя газоконденсаты, характеризующиеся плотностью менее 0,872 г. на см. куб. К общим характеристикам нефти сырой Light crude oil с низким содержанием воска относится её плотность не ниже уровня 34 API и не выше 42 API.

Конкретного и обоснованного определения легкой нефти или ее противоположности тяжелой найти нелегко. Чаще всего это происходит по причине того, что классификация черного золота разных видов основывается в большей мере не на теоретических понятиях, а на практических. Переработанную нефть с пониженным содержанием воска начинают называть «Light crude» с того момента, когда становится нелегко транспортировать высоковязкую нефть. Тогда же возникает название тяжелой нефти «heavy», которая отличается более высоким содержанием воска.

В свою очередь в нефти sweet и light находит отражение заметная разница физических свойств. Черное золото light характеризуется более высокими значениями плотности API по сравнению с нефтью heavy, иными словами можно пояснить, что имеется нефть жидкая и более густая. В понятии sweet к тому же заложено низкое содержание серы. На рынок черное золото приходит в виде смесей, к которым относят и смесь Brent или Light Sweet.

Надо отметить, что общеизвестные на международном рынке компании «Лукойл», «Сибнефть» и ТНК-ВР чаще всего занимаются добычей «легкой» нефти, которая отличается низким содержанием серы. В противоположность им «Башнефть» и «Группа Татнефть» разрабатывают месторождения с «тяжелой» нефтью, переработка которой обходится намного дороже. Вместе с тем в настоящее время все виды нефти перемешиваются в трубе, и презентуются на экспорте под маркой Urals. Но, к сожалению, стоит такая нефть несколько меньше, чем такой ее западный аналога как Brent.

Другой представитель черного золота, выступающий под маркой Arab Light, добывается в Саудовской Аравии и находит использование при установлении стоимости других марок экспортной нефти в регионах Персидского залива. Значение плотности такого продукта приближается к 32.8° API, содержание серы - 1.97%.

Окрестности иракского города Басра известны среди профессионалов маркой нефти Basra Light, с ее помощью устанавливают цены на иные марки черного золота на территориях близких к Персидскому заливу. Нигерия в свою очередь известна маркой легкой нефти Bonny Light.

Компании, в новостях которых есть нефть легкая:

Что еще почитать