Феномен человека как биосоциального существа заключается в том, что человек одновременно является представителем живой природы и представителем социального организма – общества людей. С одной стороны, человеку как части живой природы свойственны многие закономерности, присущие всем представителям живой природы. С другой – человек не только часть живой природы, он физически неотделим от нее.
Антропосоциогенез - это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.
Социогенез - объединение в человеческое общество.
Человек как биосоциальное существо обладает следующими характеристиками:
1.общечеловеческими признаками, то есть является представителем конкретного рода;
2.специальными характеристиками, то есть каждая особь является представителем конкретной расы, народности, этноса;
3.конкретной, то есть каждый человек является личностью со своей психикой, талантом и так далее.
Человек как биосоциальное существо рассматривается и потому, что по своему происхождению и натуре он двуедин. С одной стороны - это хоть и высокоорганизованное, но животное, т.е. биологический организм. С другой - это существо, обладающее социальными, политическими, культурными, прочими уникальными навыками. Именно эта особенность позволяет считать, что человек - биосоциальное существо, или, выражаясь словами Аристотеля, «политическое животное». С одной стороны, жизнедеятельность представителей нашего вида определяется биологическим происхождением. Индивидуум способен передавать по наследству биологические признаки своего вида, имеет предрасположенность к определенной продолжительности жизни, болезням, типу поведения, темперамента.
Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно, но по сей день не нашли окончательного ответа. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек это двуногое животное без перьев» . Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится» . Что отличает людей от животных? Есть, например признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Несмотря на то, что человек произошёл от животного и его тело, кровь, мозг принадлежат природе (он биологическое существо), великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает общественный). Определяющим условием превращения животного предка в человека был труд. А труд возможен только как коллективный, т. е. общественный. Лишь в обществе, в общении между людьми труд повлёк за собой формирование новых, человеческих качеств: языка (речи) и способности мыслить.
Человек как предмет естественнонаучного познания Мы рассматриваем человека с разных позиций его существования, но прежде всего, с биологических и социальных. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным? Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Организм и личность-две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Измерение человека с биологической и социальной стороны имеет отношение именно к его личности. Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальное начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории возникновения человека как биологического вида.
В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек - биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. Человек как предмет естественнонаучного познания может рассматриваться в трех аспектах: - происхождение; - соотношение в нем естественного и гуманитарного; - изучение специфики человека методами естественнонаучного познания. Первое направление, традиционно называемое антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных; второе направление - социобиология - изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке; к третьему направлению относится изучение естественнонаучным путем мозга человека, его сознания, души и т. п.
сходства человека и животных определяется: во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов (человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных, чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком); во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прошла эволюция живого; в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например, аппендикс).
Однако отличия человека от животных фундаментальны К ним, прежде всего, относится разум. Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того, на что раньше считались, способны только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно вести, таким образом, диалог Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т. е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным
Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть развита система общения с помощью сигналов (что, кстати, позволило говорить о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой - у животных) общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных.
Способность к труду - еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки в виде орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что, животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что, в конечном счете, труд создал человека. Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры - использование огня и захоронение трупов.
Факторы формирования человека современного вида Наиболее характерная черта современного человека - совершенная кисть, способная к самым разнообразным трудовым операциям. Все другие особенности морфологии современного человека развились в связи с преобразованием кисти. Можно думать, что мозг совершенствовался под влиянием многочисленных раздражений, идущих от кисти, а количество этих раздражений постоянно увеличивалось в процессе труда и овладения новыми трудовыми операциями. Но эта гипотеза встречает возражения как фактического, так и теоретического характера. Более приемлема гипотеза факторов формирования человека современного вида, разработанная Я. Я. Рогинским. Он использовал многочисленные и широко известные в клинике нервных болезней наблюдения над субъектами, у которых повреждены лобные доли мозга; у таких субъектов резко тормозятся или совсем пропадают социальные инстинкты, буйный нрав делает их опасными для окружающих. Таким образом, лобные доли мозга - сосредоточение не только высших мыслительных, но и социальных функций. Этот вывод был сопоставлен с фактором разрастания лобных долей мозга у современного человека по сравнению с питекантропом и, в свою очередь, привел к заключению, что не вообще развитие мозга или развитие кисти, а разрастание лобных долей мозга было той основной морфологической особенностью, которая отличала людей современного типа от поздних неандертальцев.
Социальность, наибольшее приспособление к жизни в коллективе, создающийся при этом наиболее благоприятный для нее морфофизиологический и психологический тип, что в совокупности обусловило наиболее резкое отличие человека от других представителей животного мира, определили, можно предполагать, и следующий этап эволюции человека - выделение человека современного вида как наиболее совершенного организма с точки зрения требований социальной организации. По аналогии с трудовой теорией антропогенеза эту гипотезу можно назвать социальной или общественной, подчеркивая этим ведущую роль коллективной, общественной жизни именно в формировании современного вида внутри рода Homo.
Организм и личность -- две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Измерение человека с биологической и социальной стороны имеет отношение именно к его личности. Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Поэтому это неразрывное единство позволяет сказать: человек существо биосоциальное.
Краткое содержание .
Лекция №1. Человек, общество и общественные отношения .
1. Человек – биосоциальное существо.
2. Общество как целостная социокультурная система
3. Мировоззрение и человек.
С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошел длительный путь развития. За такой длительный период произошли огромные изменения в образе жизни людей, в их внешнем облике и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось. Существует множество теорий появления человека на Земле. Наиболее распространенными из них являются: божественная, космическая и эволюционная теории.
Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом.
Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров.
Эволюционная теория отмечает, что человек возник в результате естественной эволюции жизни на Земле.
Наука утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 3 миллионов лет тому назад в Африке. Первобытный человек сильно отличался от современных людей. Он не умел говорить, его внешний вид напоминал обезьяну, объем его мозга был значительно меньше, чем у человека нашего времени. Но при этом, древнейшие люди жили и трудились сообща и отличались от животных умением изготовлять и использовать орудия труда. По мнению ученых, именно труд способствовал выделению человека из мира животных. Формирование человека шло следующими путями :
1) прямохождение;
2) совершенствование руки;
3) совершенствование мозга;
4) формирование трудовых навыков.
Такой человек («homo sapiens» - «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. Человек является частью природы. Он, с одной стороны, материальный организм, обладает врожденными инстинктами и жизненными потребностями. Но в отличие от животных, человек обладает речью, сознанием, самосознанием и абстрактным (логическим) мышлением.
Человек - биосоциальное существо. Биологическое в человеке - это то, что дано ему от природы (возраст, пол, вес, внешность, инстинкты, темперамент и т.д.). Он рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Социальное в человеке - это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе (речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д.). Главное отличие - это сознание. Сознание - это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.
Отличия ч еловека от животного :
1) человек производит свою собственную окружающую среду (жилище, орудия труд, предметы быта);
2) человек действует не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;
3) человек относится осмысленно, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.
Человек выходит за пределы своей биологической природы, он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, он способен к самопожертвованию. Таким образом, человек - не только природное, но и общественное существо. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под воздействием общества. Он обучается языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает ценности, регулирующие общественные отношения, выполняет определенные общественные функции. Все вместе эти качества - как прирожденные, так и приобретенные в обществе - характеризуют биологическую и социальную природу человека.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
На ЕГЭ есть задания, в которых необходимо определить, что свойственно только человеку, что только животному, а что и человеку, и животному. Поэтому давайте разграничим все эти особенности.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
Таким образом, человек, как биосоциальное существо , обладает и природными особенностями, которые сближают его с миром животных, и социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
2. Бытие человека. Потребности и способности человека.
Человеческая деятельность и ее многообразие.
4. Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности.
Духовный мир человека.
1. Человек как биосоциальное существо
Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо , обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид - Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы.Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.
Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств . Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:
а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
в) взгляд, направленный вперед , а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
г) большой мозг и сложная нервная система , дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
е) длительная зависимость детей от родителей , долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей , отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения - все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;
з) устойчивость сексуального влечения , влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.
Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей . Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения является индивидом , т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» , как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens) , а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность» .
2. Бытие человека. Потребности и способности человека
Бытие - это наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В философии этим понятием обозначают и существующий независимо от сознания людей объективный мир (материю), и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие).
Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности).
В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биологический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы :
а) витальные (от лат. vita - жизнь), которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.);
б) социальные , выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами;
в) интеллектуальные , направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный инстинкт).
Соответственно и потребности человека можно условно разделить на три группы : биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа . Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою очередь, удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных духовных потребностей - потребность индивидуальной любви.
Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) потребностей . Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:
а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);
б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)
Вторичные же потребности включают в себя:
а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);
б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.);
в) духовные (потребности в самовыражении).
Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Психологи различают также потребности подлинные (разумные ) и мнимые (неразумные, ложные) . Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.
От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес - это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Однако интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной социальной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными стимулами к различным видам деятельности. Интересы различаются постепени общности (индивидуальные, групповые, общественные ), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные ), по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности ), по возможностям осуществления (реальные и мнимые ).
Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.
В истории философии способности долгое время трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. В новое время Д. Локком и французскими учеными-материалистами был сформулирован тезис о полной зависимости способностей человека от внешних условий его жизни.Современная наука рассматривает формирование и развитие способностей сквозь призму органического единства биологического и социального. Биологическое начало в способностях представлено в виде определенных генетических программ поведения, закодированных в молекулах ДНК. Благодаря их действию человек обладает способностями, потенциально присущими каждому индивиду (прямохождение, членораздельная речь и др.). Наследственные программы могут оказать воздействие и на уровень развития соответствующей способности у отдельного индивида . Этим частично объясняются различия в развитии музыкального слуха, объеме и быстроте действия памяти, физической силе. Однако развитие любой способности во многом зависит от действия различных социальных факторов: например, для развития музыкальных способностей, кроме наличия музыкального слуха, необходимы музыкальный инструмент, систематическое музыкальное образование, постоянная практика и т. д.
Критерием для типологии способностей обычно выступают отличия в основных видах деятельности. На этом основании различают научные, художественные, инженерные и другие способности. Современная психология выделяет и общие способности , отвечающие требованиям не одной, а многих различных видов деятельности. При этом ряд психологов постулирует существование общего интеллекта - неизменной всесторонней умственной одаренности.
Качественный уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
3. Человеческая деятельность и ее многообразие
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под которой в общественных науках понимается форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность
направлена ; субъектом - тот, кто ее осуществляет . Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности , т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата , которого он стремится достичь . Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект .
Основным мотивом , побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые людьми в той или иной мере, они становятся главным источником их активности . Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами , т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.
Основной единицей деятельности является действие : любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постановку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполнения действий называется операцией. Характер операций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека - операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).
Различают деятельность практическую и духовную . Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества . Разновидностями практической деятельности являются материально-производственная (преобразование природы ) и социально-производственная (преобразование общества ). Содержание духовной деятельности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.
Иная классификация выделяет деятельность трудовую, образовательную, досуговую . В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная .
Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения :
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным . Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности . Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия , поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не она сама. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей (или трудовая деятельность ) - одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности (в узком смысле этого слова) выделяют:
1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;
2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства и орудия труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.
Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:
1) производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;
2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;
3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).
Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности , зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы :
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства , из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);
2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);
3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса , выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).
Под духовной деятельностью понимают творческий процесс производства и воспроизводства духовных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление . В связи с этим духовную деятельность можно условно разделить на духовно-теоретическую (производство духовных ценностей ) и духовно-практическую (сохранение, распределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей ). Специализированными видами духовной деятельности являются наука, искусство, религия, образование.
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида . Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.
4. Личность как субъект общественной жизни .Социализация личности. Межличностные отношения
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску , которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли (отсюда - «персонаж» ). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни . Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость . Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации .
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования ), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире ), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).
Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.
Процесс социализации проходит через несколько стадий , которые социологи называют жизненными циклами : детство, юность, зрелость и старость . Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации .
Под агентами социализациипонимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д. ) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д .). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа,вторичного - средства массовой информации, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная - в сфере отношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции :
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения ;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации .
Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни . Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.
В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные отношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения , т. е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям. В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные.
Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга , во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности . Официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами - правовыми, корпоративными и др. Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены , т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.
Официальные и неофициальные межличностные отношения , в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны . Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный).
5. Духовный мир человека
Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:
1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) убеждения, твердые взгляды , основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
4) вера в истинность техубеждений , которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);
5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;
6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
7) цели , которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;
8) ценности , лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения . Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей , в основе которых лежит гуманизм . Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение , под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы . Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.
Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.
Выделяют несколько типов мировоззрения :
1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;
2) религиозное , в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
3) научное , которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
4) гуманистическое , объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни .
Раздел III
ПОЗНАНИЕ
1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция.
uoimpskopin.ru - Строительный портал - Вентиляция. Водоснабжение. Душевая кабина. Законодательство. Канализация