Догматическое богословие о царской власти. Христианское учение о монархии и российский императорский дом романовых Царскую власть будет наследовать лучший

Государственный КАТЕХИЗИС

Православное учение о Царской Власти

Какая власть – от Бога?

Предисловие

Отношение наше к власти имеет самое прямое отношение к нашему же спасению – такова непреложная истина Церковного Предания.

Апостол Павел утверждает: "Нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены, посему противящийся власти противится Божию установлению".

Лукавый человеческий ум, с помощью диавола, простые и очевидные слова извращает в собственную противоположность. Блаженный Феофилакт в объяснении этого места Священного Писания обращает внимание на то, что не каждый начальник поставлен Богом, и здесь Апостол говорит не о каждом начальнике, а о самом принципе власти как отражении Небесной иерархии в земных установлениях , как о деле премудрости Божией: о власти отца над сыном, мужа над женою и т.п.

Нечестивец же и богоборец, узурпировавший власть, дискредитирует саму природу власти, богохульствуя, сам подает повод хулить Бога, будто бы Он, Вседержитель, ставит нечестивца в начальственные должности. Нечестивые власти не Богом установлены, а попущены за наши грехи нам для испытания , как мы поведем себя: пойдем ли мы с безбожной властью на компромиссы, станем ли с ней сотрудничать во зле, или противопоставим ей свою волю, стойкость в добре даже до смерти.

Итак, власть, иерархия как принцип мироустройства – созданы Богом, но сам человек виновен в извращении этих Богоустановленных принципов, в уклонении от "Царского Пути".

В настоящем сборнике мы попытались в сжатой форме осветить отношение Православной Церкви к власти земной. Именно в этом вопросе происходит наибольшее количество преткновений в наше неспокойное предантихристово время.

Разрыв с воззрением Матери нашей Церкви Православной на те или иные вопросы не может не отразиться на вечной участи человека, тем более, что именно вопрос о власти будет предметом главных спекуляций в близящемся уже не по годам, а по месяцам Царстве грядущего Антихриста. Человек, знакомый с Церковным учением, не поймается на удочку досужих современных богословов, бесстыдно искажающих сокровенный духовный смысл этого важнейшего вопроса, утверждая что "всякая власть от Бога" (хотя таких слов, как мы разобрали выше, в Священном Писании нет!). Подобное "богословие" обернулось трагедией для нашей Церкви в недавнем прошлом. Несмотря на всеобщую апостасию, да сохранит Господь тех, кто желает стоять и держать Священное Предание свято и неискаженно.

У нашей Матери – Церкви Православной существует замечательное учение о земной власти, о земном устройстве жизни ее верных чад, проистекающее из Священного Писания и Священного Предания, имеющее многочисленных противников в непростое "демократическое" время. Вопрос, поднимаемый нами, не был бы столь актуальным, если бы возражения противников Священного Предания не происходили из среды людей, по видимости, верующих, церковных, даже облеченных высоким церковным саном.

Итак, Святая Православная Церковь утверждает, что существует только одна Богоустановленная форма власти:

Царь – Божие установление

" И сказал Господь... поставь им царя"

(1 Цар. 8; 22)

"Дело управления народами – самое трудное дело (1; 33), – говорит о божественной природе властисвятой праведный отец Иоанн Кронштадтский. – "Сам Бог, Владыка владык и Царь царей утверждает за царем верховную власть" (1; 31).

"Кто посаждает на престолы царей земных? Тот, Кто Один от вечности сидит на престоле огнезрачном, – продолжаетотец Иоанн. – Царям земнымот Него единого дается царская держава; Он венчает их диадемою царскою (2; 187).Только Бог может уполномочить избранного человека на царство и вручить ему самодержавную власть, облекая его славою, величием, силой" (3; 181).

Митрополит Московский Макарий пишет, что "Священное Писание излагает эту истину весьма раздельно, когда говорит:

1. Что Бог есть верховный царь по всей земли (Пс. 46; 3-8. 94; 3), что Он воцарися над языки, то есть над народами (Пс. 46; 9), обладает языки (Пс. 21; 29), призирает на языки (Пс. 65; 7), наставляет языки (Пс. 66; 5).

2. Что Он –

а) сам поставляет царей над народами: владеет Вышний царством человеческим, и емуже восхощет даст е (Дан. 4; 22-29); той поставляет цари и преставляет (Дан. 2; 21), и комуждо языку устроил вожда (Сир. 17; 14, Прем. 6; 1-3);

б) поставляет, как видимых наместников своих в каждом царстве: Аз рех: бози есте, говорит Он им, и сынове Вышняго вси (Пс. 81; 1-6, Исх. 22; 28);

в) и с этой целью дарует им от Себя державу и силу (Прем. 6; 4), венчает их славою и честию (Пс. 8; 6), елеем святым своим помазует их (Пс. 88; 21, Ис. 41; 1), так что от того дне носится над ними Дух Господень (1 Цар. 16; 11-13);

г) Сам же, наконец, и управляет через царей земными царствами: Мною царствуют, говорит Он, царие, и сильнии пишут правду (Прит. 8; 15). Якоже устремление воды, присовокупляет Пророк, тако сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит е (Прит. 21; 1).

3. Что Он –

а) поставляет, чрез Помазанников Своих, и все прочие, низшие власти: всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13; 1); повинитеся убо всякому человечу начальству Господа ради: аще царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным (1 Пет. 2; 13-14);

б) и поставляет, как слуг своих, для устроения счастия человеческих обществ: князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши ли не боятися власти, благое твори, и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть тебе во благое. Аще ли злое твориши, бойся: не бо без ума мечь носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему. Тем же потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть (Рим. 13; 3-6)".

Святые Отцы и учители Церкви также весьма часто повторяли, что"Бог управляет царствами человеческими и посылает им царей и прочие власти" (4; 583-584).

Вот, например, слова:

Святого Исидора Пелусиота: "Церковь же исконно понимала, что "царская власть установлена Богом" (5).

"Народ благоугождающий Богу – достоин иметь благословенного Богом Царя. Народ чтущий Царя – благоугождает чрез сие Богу: потому что Царь есть устроение Божие" (6; 126).

Святого Иоанна Кронштадтского: "И так царская власть и царский престол утверждены на земле Самим Богом, безначальным Творцем и Царем всех созданий Своих" (1; 89).

Необходимость царской власти

" В очах Божиих нет лучшей власти,

чем власть Православного Царя"

Преп. Серафим Саровский

"Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни, – пишет ревностный миссионер, священномученик Андроник, – нет, мы – христиане – в мире живем и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем (1 Кор. 5; 10). А потому нам вовсе не безразлично – что совершается в гражданском нашем быту, ибо тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут содействовать или препятствовать делу спасения" (7; 6).

Нет физической возможности привести слова всех святых, высказывающихся о необходимости и пользе царской власти для народов. Сделаем исключение для главного апологета монархической государственностисвятителя Филарета Московского:

"Как небо, безспорно, лучше земли, и небесное лучше земного: то также безспорно лучшим на земле должно быть то, что устроено по образу небесному, чему и учил Бог Боговидца Моисея: виждь, да сотвориши по образу показанному тебе на горе (Исх. 25; 40), то есть, на высоте Боговидения.

Согласно с сим, Бог, по образу Своего небесногоединоначалия, устроил на земле Царя ; по образу Своеговседержительства – Царя Самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века – Царянаследственного (6; 126-127). Благо народу и государству, в котором единым, всеобщим, светлым, сильным, всепревлекающим, вседвижущим средоточием, как солнце во вселенной, стоит Царь, свободно ограничивающий свое неограниченное самодержавие волею Царя Небесного, мудростью, великодушием, любовью к народу, желанием общего блага, вниманием к благому совету, уважением к законам предшественников и к своим собственным" (8; 529).

Царь – живая икона Бога

" Царь есть образ одушевлен

Царя Небесного"

Преп. Максим Грек

Православная Церковь в лице своих святых неизменно учила, что "лицо и сан царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на небесах. Ибо как человек душей своей есть образ Божий и подобие, так помазанник Божий саном своим царским есть образ и подобие Христа Господа: Христос Господь на небесах в Церкви торжествующей есть первенствующий: Христос Господень на земле благодатью и милостью Христа небесного в Церкви воинствующей есть первенствующий" – по словусвятителя Димитрия Ростовского (11; 991).

Симфония властей

" Бог даровал христианам два высших дара –

священство и царство, посредством которых

земные дела управляются подобно Небесным"

Преп. Феодор Студит

По учению Православной Церкви, спасение человека возможно только через приобщение Богочеловеческой жизни Господа Иисуса Христа, начатой Им в Самом Себе на земле. Неслиянное и нераздельное соединение Божеского и человеческого начала во Христе навечно определяет норму (идеал) правильного, а потому должного, взаимоотношения клира и государства. Государство же есть плод сознательной и целеустремленной деятельности человека, и нет такой области жизни, в которой он был бы по праву свободен от Бога и Его закона: "Все предано Мне Отцом Моим" (Мф. 12; 27), вся жизнь должна подчиняться Закону Божественному.

Православная мысль в течение многих веков развивает идею симфонии, или, иными словами, гармоничного единения священства и Царства, по принципу неслиянности и нераздельности божественного и человеческого в земной жизни, и как бы вытекающую из догмата Боговоплощения, посему никогда и не отступала от этого принципа. Очевидным является то, что любая попытка отделения Церкви от Государства, точнее, клира от народа, приводит ее в положение и состояние секты манихействующих, разделяющей общество.

"Осуществление и утверждение среди области земной, временной и человеческой иного царства – Царства Небесного, вечного, царства Божия: это составляет заветную цель христианства. Об этом чудно предрекали издревле пророки, об этом предвещал Предтеча Христов, об этом градам и весям и всему миру проповедовали Спаситель и Его апостолы. Достигать через царство человеческое целей царства Божия, осуществлять в жизни государства и посредством государства задачи христианства – религии любви, мира, искупления, проводить путем государственности христианские нравственные начала; обратить царство Божие в цель, а царство человеческое в средство, соединить их воедино, как душу и тело, – вот идеал и заветы, вот сокровенные стремления и чаяния наши! – назидает священномученик Иоанн Восторгов. Боговенчанный царь вступает в священно-таинственный союз со своим народом при помазании от Духа Святого. Так царь и народ как бы сливаются в один могучий духовно-нравственный союз, подобный идеальной христианской семье, не мыслящей разделения, не допускающей недоверия, не допускающей иных отношений, кроме взаимной любви, преданности, самоотвержения и заботливости" (15; 266-267).

"Видим, что в христианском обществе двоякая власть, гражданская и духовная; гражданская власть управляет внешние дела, духовная власть назирает то, что касается до внутреннего духовного состояния. Гражданская – законами гражданскими управляет, духовная словом Божиим и отлучением временным от христианского общества неблагоразумно ходящих усмиряет. Обеих властей, гражданской и духовной, конец должен быть не иной, как благосостояние подданных и слава Имени Божия", – читаем усвятителя Тихона Воронежского (16; 15). Итак, единство целей и действий этих двух ветвей власти возможно осуществлять во Христе и Его Церкви.

Святой Император Юстиниан в своей 6-й новелле еще яснее выражает тот же самый взгляд на отношение между церковью и государством: "величайшие блага, дарованные людям высшей благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни" – сообщается на страницах Православного церковного права (17; 681).

Единая Христова Церковь имеет две основные функции: внутреннюю, сакрально-евхаристическую, направленную на Чашу; и внешнюю – осуществление отношений с миром во зле лежащем (1 Ин. 5; 19), дабы оградить от его агрессии народ Божий.

Для исполнения первой задачи Церкви учреждена в ней иерархия клира, или священства, возглавляет которую епископ, или по-русски "надзирающий"; а для осуществления второй -учреждена в Церкви иерархия мирян, или царство, которую возглавляет внешний епископ Церкви – Помазанник Божий.

Слово "Царь" в переводе на русский язык с арамейского и санскрита – означает "защитник, покровитель, руководитель", а слово "царство" – это, разумеется, "защита, ограждение" народа и его веры. Но следует различать – православного Самодержца, пребывающего в Теле Христовом в качестве симфонического элемента к священству; и языческого кесаря, находящегося, конечно, вне Церкви Божией.

Епископ Никодим Далматинский приводит исторический пример очередного воцерковления императора Константина, и посему "отцы Седьмого Вселенского Собора с восторгом приветствуют восстановление прежних отношений между Церковью и государством, и в актах Собора мы читаем следующее: “священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть есть сила и поддержка священства... Священство хранит и заботится о небесном, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным. Теперь преграда пала, и желаемая связь восстановлена”. Этим была положена каноническая печать на учение об отношении между двумя властями, которое проповедовала Церковь древнего времени и которым проникнуты были как отцы церкви, так и христианские государи" (17; 683).

Православные государи и архиереи своими санами символизируют разные служения Спасителя: Царь Самодержавный – есть образ Христа в служении Царском, а Патриарх – есть образ Христа в служении Первосвященника. Каждый из них имеет первенство перед другим в пределах своей власти. Но, мистически, церковный сан Царя не может быть выше или ниже сана Патриарха, так как и Царь и Патриарх являются живым образом Одного Господа нашего.

О том, что симфония Церкви и Царства – это равночестный союз самостоятельных Богоустановлений, можно напомнить золотыми словами святителя Филарета Московского: "Да, есть в том польза, когда Алтарь и Престол союзны; но не взаимная польза есть первое основание союза их, а самостоятельная истина, поддерживающая и тот и другой. Благо и благословение Царю, покровителю Алтаря; но не боится Алтарь падения и без сего покровительства. Прав священник, проповедующий почтение к Царю: но не по праву только взаимности, а по чистой обязанности, если бы то случилось и без надежды взаимности.

Теперь открылось, что думал Апостол, когда с мыслью о страхе Божьем непосредственно соединил мысль о почтении к царю. Он хотел кратко, но притом чисто и основательно преподать учение о должности Христианина и гражданина. Сказав: “Бога бойтеся”, он изложил учение Христианина и вместе положил основание учению гражданина. Сказав непосредственно за сим: “царя чтите”, он не только изложил учение гражданина, но и утвердил оное на незыблемом основании Божественной Религии. Он показал - как независимое, Божественное достоинство Религии, так зависящее от устроения Божия достоинство Царского Престола; как важность союза между Алтарем и Престолом, так ничтожность низких, недостойных помыслов о том и другом" (10; 203, 205).

Миропомазание Царя

Прежде чем принять церковный сан Помазанника Божия, каждый Государь таинственно рукополагается в Цари и венчается на Царство.

Святитель Филарет Московский сообщает, что "обряд возложения рук, от времен Апостольских доныне постоянно употребляемый в Церкви, означает (...) возведение и посвящение в разные степени Церковного служения" (10; 314). "По возложении порфиры император преклоняет главу и первосвятитель, осенив царя крестным знамением, возлагает крестообразно на главу Его руки. Посему коронование (...) называется рукоположением по данной благодати от Святого и животворящего Духа. При этом священноцарском руковозложении Церковь произносит молитву Господу (...) помазать Царя елеем радования, облечь его силою свыше, возложить на главу его венец (...), посадить его на престол правды и прочее. (...) По молитве подносится императорская "корона" – венец или диадема, которую Государь сам возлагает на главу свою" (23; 316).

"При короновании на царство православных царей совершается помазание их святым миром, как высшая ступень таинства" (24; 209) Церкви, которое, как и любое другое таинство, имеет догматическую силу.

"С рукоположением и возложением порфиры (...) соединяется мысль о выделении из состава обычных мирян и возведении рукополагаемого в Церковный чин. Именно такая мысль соединяется с рукоположением в 19-м правиле 1-го Вселенского Собора, – объясняет церковный историк и канонистМ. Зызыкин, не облагодатствованные Церковью цари никакого рукоположения не имеют, так что могут совершенно счисляемы быти с мирянами".

"Что касается миропомазания, то оно так же, как и в греческой Церкви, воспринимается как таинство и Императорами, и церковной иерархией, и церковной богословской мыслью" (25; 170-171).

Во время литургии перед причащением один из митрополитов у алтаря совершает таинство святого миропомазания государя в Цари: на челе, на очах, ноздрях, устах, ушах, персях и руках с известным сакральным возгласом. Другой же митрополит затем вводит Императора внутрь алтаря через царские врата для причащения по чину священников: отдельно Тела и отдельно Крови.

Епископ Никодим в толковании 69-го правила 6-го Вселенского Собора утверждает, что "царям всегда дозволено было входить в алтарь и в алтаре – как Божиим помазанникам – причащаться наравне со священнослужителями" (26; 559). Он же в Церковном праве сообщает: "В алтарь могут входить только служители Церкви и Государь, которому каноны это разрешают" (17; 570).

"За императором усвоено название общего епистомонарха церкви, то есть верховного надзирателя и блюстителя как всего духовного сословия, так и вообще всех порядков церковных, – пишет известный историкФ .Курганов. – Святой Симеон Солунский говорит, что когда император запечатлевается миром, “печатию и помазанием Сущаго Царя всех”, то вследствие этого облекается силою, поставляется во образ Самого Бога на земле и "приемлет сообщаемую благоуханным миром благодать Духа, утверждающую верховных правителей гражданства и воинства". По совершении помазания миром на него возлагается поверх царских одежд еще некое священное одеяние,"составляющее принадлежность самодержца и знаменующее благоустройство, благосостояние и мир, о которых он принимает обязанность пещись в отношении к Церкви". Затем в таком виде он вступает во святое святых, во свидетельство того, как говоритсвятой Симеон Солунский, что"он обязуется благоустроять и умиротворять Церковь, покровительствовать и защищать ее, отражать возмутителей и всех располагать к подчинению ей и покорности, потому что и сам он свидетельствует ей послушание и верность, приступая к страшным таинствам с главою непокровенною и оказывая ей сыновнее повиновение; – также в знак того, что он будет идти по пути Божию, правому и неуклонному, ведущему в Царство Небесное". По входе в алтарь он занимает место между священниками. Все эти права и вся эта честь усвояются императору"ради царственного помазания, как охранителю прав Церкви, именующемуся ее защитником, как помазаннику Господню и предызбранному Богом царю христоименитого народа. Как благочестивейший, он и причисляется к освященным лицам в Церкви". После помазания миром и ради помазания он называется также "святым" (27; 77-79).

"Императоры, как и патриархи, должны почитаться учителями, в силу сообщаемого им помазания священным миром. Отсюда происходит право благоверных императоров поучать христианский народ, – авторитетно рассуждает знаменитыйканонист Вальсамон. Слава их состоит в том, что они подобно солнцу освящают блеском своего православия всю вселенную. Сила и деятельность императора простирается и на душу и на тело подданных, тогда как патриарх есть только духовный пастырь" (18; 468-469). Такова Царская харизма.

В свое времяСвятитель Григорий Богослов, созерцая Богопомазанников на высоте таинственного их служения, возглашал: "Цари! Познайте, сколь важно вверенное вам и сколь великое в разсуждении вас совершается таинство. Горнее принадлежит Единому Богу, а дольнее и вам; будьте, скажу смелое слово, богами для своих подданных. Сказано, и мы веруем, что “сердце царево в руце Божией” (Прит. 21; 1)" (28; 210-211).

Новозаветная теократия

" Помазанник, который управляет нами

при особенном содействии от Духа Святого,

помазанник, чрез которого управляет нами Сам Бог"

Макарий, Митрополит Московский

Таинство Миропомазания Царя на Царство заключается в распечатывании, раскрытии его, как храма Божией благодати, которая сокровенно в нем пребывает от самого зачатия. Предызбранный свыше Государь помазуется Святым Духом в Цари, подобно Спасителю мира, от чрева, от времени зачатия – словом Божиим. Согласно Божию промышлению, сугубый харизматический дар обнаруживается посредством этого церковного таинства, для сообщения его, через Помазанника, подданным. Они воспринимают благодать водительства Божия, как соборная личность, по вере, подобно тому, как в иных таинствах благодать очищения и освящения Божия воспринимается человеком через рукоположенного для этого священника – посредника, только по вере.

О Помазаннике Божием как орудии Боговодительства, Боговластия,преподобный Иоанн Кронштадтский говорит: "Если мы православные, то мы обязаны веровать в то, что Царь, не идущий против своей облагодатствованной совести, не погрешает" (29; 12). "Если нет веры в то, что благодать для соборного творчества подается народу Божиютолько через Богопомазанника и что Господь, управляющий через него, не ошибается, то, в таком случае, не следует считать себя правоверным. Прогнать Царя можно только вместе с Господом, на нем благодатно пребывающим. "“Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает!”" (Гал. 7; 6)

То, что Господь пасет народ Свой только жезлом земного Своего Царя, это святая истина. "Наш русский царизм по существу есть наша теократия; – богоуправление, при котором Сам Бог является управляющим через помазанного Им Царя" , – объясняетсвященномученик Андроник (7; 17). Отсюда видно, что для Православия христианская государственность является не теоретическим учением, а жизнью таинственного общения с Богом через Богопомазанника, когда люди, усыновленные по вере небу, бывают по благодати братьями между собою.

Только посредством Церковных таинств сообщается человекам спасительная полнота благодати Святого Духа, и только по вере она ими воспринимается, обнимающая по всем сторонам все их существование.

"С нами Бог благодатью Православной веры. С нами Бог благодатным даром благословенного наследственного Самодержавия. Да пребываем же и мы с Богом, чистой верой и достойной веры жизнью, непоколебимой верностью к богодарованному Царю и соответственным единоначалию единодушием", – пишет учитель Церквисвятитель Филарет Московский (8; 554). Так где же наш "Аминь"?

Царь – покровитель Церкви

" Русские Цари являются издревле

покровителями православных христиан

даже в других государствах"

Святитель Иоанн Шанхайский

"Русскому Царю дано особое значение, отличающее его от других властителей мира. Он не только государь своей страны и вождь своего народа - он Богом поставленный блюститель и охранитель Православной Церкви, – читаем у русского историка Льва Тихомирова . – Русский Царь есть более чем наследник своих предков: он преемник кесарей Восточного Рима, устроителей Церкви и ее Соборов, установивших самый Символ христианской веры" (30; 312-313).

Благодатный старец, Алтайский просветитель, Митрополит Московский Макарий (Невский) отражает учение Православной Церкви о внешней церковной ограде – православном Самодержце: "Власть царя простирается и на дела Христовой Церкви, существующей в пределах нашего Отечества, так как члены этой Церкви суть вместе члены Отечества, подданные Царя. И этой священной власти помазанника Божия благоговейно вверяет себя святая Церковь, которая сама же и освятила его и облагодатствовала Божественными дарованиями чрез таинственное миропомазание, и считает его как своим первородным сыном, так и своим верховным на земле покровителем и защитником" (31). Ипреподобный Иоанн Кронштадтский, всероссийский чудотворец, неизменно предупреждает, что "чрез посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее" (2; 191).

"Посему надлежит (...) смело и твердо отстаивать то, что нам может обезпечить святое достояние веры Христовой, – обращается к россиянамсвященномученик Андроник. А Царское Самодержавие и обезпечивало и может обезпечить ее в будущем по самому существу своему. Если мы желаем быть христианами, то за него, за это родное Самодержавие и стоять должны, как стоял в смутное время блаженной памяти Патриарх Российский Гермоген. Если мы за Христа, то должны сторониться всего, что с антихристом" (7; 26).

На земле может быть только один Помазанник Божий, Покровитель Вселенской Христовой Церкви, защитник всего народа христоименитого, образ Царя Небесного, который, благодаря принятию церковного сана, перестает быть покровителем лишь своего природного племени, каковыми являются исторически все прочие государи христианских народов.

Эту мысль старался донестипатриарх Константинопольский Антоний Четвертый (1388-1395) Великому князю Московскому Василию Димитриевичу в своем послании о едином Вселенском Богопомазаннике, который"помазуется великим миром и поставляется Царем и самодержцем всех христиан. На всяком месте, где только именуются христиане, имя Царя поминается всеми патриархами, митрополитами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей и прочих властителей. Нет ничего хорошего, если ты говоришь: мы имеем Церковь, а не царя. Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь царя. Ибо Царство и Церковь находятся в тесном союзе между собою, и невозможно отделить их друг от друга. Послушай верховного апостола Петра, говорящего в Первом соборном послании: Бога бойтеся, Царя чтите, не сказал "царей", чтобы кто не стал подразумевать именующихся царями у разных народов, но "царя", указывая на то, что один только Царь во вселенной" (21; 272-276). О том же самом пишет Богопомазанному Царю Феодору Иоанновичу в грамоте об учреждении патриаршествапатриарх Иеремия: "По истине в тебе, благочестивом Царе, пребывает Дух Святой, (...) и ты один под небесами именуешься христианским царем во всей вселенной у всех христиан" (32; 40).

В истории России много примеров того, как наши Государи покровительствовали единоверным народам и за пределами своего государства. Многие народы вошли исторически в Православную Церковь и веруют, что Господь через Богопомазанника ограждает их духовно-национальное бытие, "ибо народам был Он от Бога дарован, а не одному народу Российскому", – говоритСвятитель Филарет Московский (10; 2).

Только в Православной Церкви есть учение о симфонии властей и таинство миропомазания Самодержца. Никогда ни одна "христианская" ересь или секта не признавала этого церковного богоустановления. Уже александрийские монофизиты, не признающие во Христе Боге второй его человеческой природы, и получившие отпор от Возглавителя Вселенского Православия – Царя, с середины V века "стали называть всех православных мельхитами, а их патриархов – мельхитскими патриархами",- напоминает историк ЦерквиФ. Курганов (27; 181). Слово "мельх" по-арамейски означает "царь", а мельхит – монархист, царист. В этом обвиняют Святую Церковь еретики на протяжении полутора тысяч лет.

Но Православная Церковь всегда неизменно славила Господа, промыслительно учредившего в ней этот вселенско-православный церковный сан, и в последние времена обрела миллионы святых в чине новомучеников, то есть пострадавших не только за Небесного Царя, но и "за Великого Государя и целость Самодержавия Его" – по слову Всемирного Светильника, преподобного Серафима Саровского (33; 1).

Только лицо Православного Самодержца дает Церкви возможность догматически основательного и канонически полноценного национального бытия. А отказ от духовно-телесной жизни, от симфонического идеала, напротив, приводит только к манихействующему сектантству, декларативно-декоративному "православию". Всякий знает, что жизнь души вне тела называется смертью.

Заповедь о служении Царю

" Что Бог положит в сердце Государя:

тому и надобно повиноваться"

Святитель Филарет Московский

Первый православный Государь – святой Равноапостольный Царь Константин в грамоте епископам Тирского Собора постановляет, что "определениям самодержца, направленным к защите истины, противиться не должно" (27; 46). "Не должно противиться власти во благое, чтоб не согрешить пред Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию" , – вторит ему через векапреподобный Серафим Саровский (34; 406).

"Библия не дала ли доброго воспитания народу Божию ветхозаветному? Не дала ли еще более совершенного воспитания народу Божию новозаветному? Премудро устрояя воспитание будущих граждан Царствия Небесного, не имела она недостатка в мудрости, чтобы преподать верные правила для образования доброго гражданина царства земного, и имела нужду преподать оные, потому что худой гражданин царства земного и для небесного царства не годен" (6; 473), – заключаетМитрополит Филарет Московский свою мысль о духовно-педагогической стороне христианской государственности: "Если царь Христос непосредственно Своим действием в лице равноапостольного Константина основал достоинство христианского Царя, для споспешествования Своей истинной вере, Своей Православной Церкви: то сию священную обязанность может ли без оскорбления Царя Христа пренебречь какое-либо христианское царство? Да ревнует каждый в своем круге действования, чтобы обязанности служить Царю земному и служить Царю Небесному, быть верным подданным и истинным христианином, составляли для нас одну нераздельную обязанность, один непрерывный подвиг.

Как религия бывает христианской или нехристианской, так и политика – христианской или нехристианской. Христианская политика, как неизменно учит Церковь устами святых отцов, – есть осуществление Богом установленной монархической идеологии. “Царя чтите” (1 Пет. 2; 7); вот вся наука для членов государства, или, как называют одним словом, политика Апостольская и Христианская", – объясняетСвятитель Московский Филарет (8; 422).

Но есть люди, и даже почему-то некоторые из них в рясах, которые не принимают монархическую идеологию, но проводят в жизнь политику своевольного коллективного антихриста. Что это: плод махрового невежества или злого произволения? Пусть они сами решают, прочитав грозное предупреждениеСвятителя Филарета:

"Христос учил: “воздадите Кесарева Кесареви”. Апостолы учили: “царя чтите”. Кто учит не тому, чему поучал Христос и Его Апостолы: тот не последователь, а враг Христов. Негде есть и иного рода политические раскольники; они хотят, к соблазну народов, иметь царя, не освященного Царем царствующих, закон человеческий без закона Божия, власть земную без власти небесной, присягу без имени Божия. Знаете ли, что делают сии неугомонные мудрователи? Они хотят выколоть у правды правое око. Можно ли основать закон и власть только на зыбком песке мнений людских? Как может стоять земля без неба?

Братия! Да стоим твердо во всецелой истине и правде. Боящиеся Бога! “Царя чтите”. Чтущие Царя! “Бога бойтеся” (1 Пет. 2; 17)" (10; 206).

А для нас является очевидным и несомненным, что антимонархисты, по слову святого, – это политические раскольники и враги Спасителя нашего, пытающиеся отделить государственность от Небесного основания.

Демократия и партийность

" Я сам, слава Богу, ни к каким партиям не принадлежу.

Принадлежу всем, кто стоит за Бога, Царя, и Россию"

Преподобный Иоанн Кронштадтский

Наше российское "общество утратило понимание религиозной сущности Самодержавия и стремилось подчинять волю Монарха своей воле, – говорит Митрополит Питирим Петроградский , начиная пояснять различие между народовластием и Боговластием. – Помазанник Божий есть орудие воли Божией, а эта воля не всегда угодна людям, но всегда полезна. Народовластие же всегда гибельно, ибо Богу было угодно постановить, чтобы не паства управляла пастырем, а пастырь паствой. Там, где этот принцип нарушается, наступают последствия гораздо более горькие и опасные, чем все то, что признается ошибками, или неправильными действиями пастыря. Пастырь ответствен пред Богом, народовластие же всегда безответственно, есть грех, бунт против Божеских установлений" (36; 140).

"Никогда русские Государи не были Царями волею народа, – а всегда оставались Самодержцами – Божиею Милостию, Государями – по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению", – добавляет в продолжение святитель Иоанн Шанхайский (37; 42). А святитель Владимир Киевский утверждает, что: "Монарх посвящается на власть Богом, – президент получает власть от гордыни народной; монарх силен исполнением заповедей Божиих, президент держится у власти угождением толпе; Монарх ведет верноподданных к Богу, президент отводит избравших его от Бога" (38; 9).

Будучи упразднением целостности божественного миропорядка и разрушением небоподобной царственности как иерархической соподчиненности и чинности, демократия являет себя как образ хаоса и смерти, как икона ада.

"Да не будеши со многими на злобу: да не приложишися ко множеству, уклонится со множайшими, яко превратити суд" (Исх. 23; 2), предупреждает Священное Писание об опасности следования не за Богом, а за большинством, так как это порождает зло и извращает справедливость.

«Промысел Божий, объемлющий собой весь видимый мир, без всякого сомнения, простирается и на человека, как обитателя этого мира. Но превознеся человека перед всеми видимыми существами еще при сотворении его, даровав только ему одному душу разумную и свободную, почтив его своим образом, и поставив царем над всей природой, высочайше-премудрый и вседобрейший Творец благоволит являть и особенное промышление о человеке.

Взгляните, сказал Спаситель ученикам своим, на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?… Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Матф. 6:26,28-30)?
В частности, попечение Божие о человеке выражается в том, что Господь промышляет: 1) о целых царствах и народах; 2) о частных лицах, каждом порознь, и 3) преимущественно о праведниках.

Бог промышляет о царствах и народах.

Священное Писание излагает эту истину весьма раздельно, когда говорит:

1. Что Бог есть великий Царь над всею землею (Пс. 46:3,8; 94:3), что Он воцарился над народами, (Пс. 46:9), Владыка над народами (21:29), очи Его зрят на народы (65:7), управляешь на земле племенами (66:5).

2. Что Он -
а) сам поставляет царей над народами: Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет (Дан. 4:22,29; срав. Сир. 10:4); низлагает царей и поставляет царей (Дан. 2:21), каждому народу поставил Он вождя (Сир. 17:14; срав. Прем. 6:1-3);
6) поставляет, как видимых наместников своих в каждом царстве: Я сказал: вы - боги, говорит Он им, и сыны Всевышнего - все вы (Пс. 81:1-6; срав. Исх. 22:28);
в) и с этою целью дарует им от себя державу и силу (Прем. 6:3), славою и честью увенчал его (Пс. 8:6), святым елеем своим помазует их (Пс. 88:21; срав. 1 Цар. 12:3-6; 16:3; 19:16; 24:7; Исаии 41:1), так что с того дня и после почивает на них Дух Господень (1 Цар. 16:11-13);
г) сам же, наконец, и управляет через царей земными царствами: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду (Прит. 8:15). Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его (Прит. 21:1).

3. Что Он -
а) поставляет через Помазанников своих, и все прочие, низшие власти: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13:1); Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым (1 Петр. 2:13-14);
б) и поставляет, как слуг своих, для устроения счастья человеческих обществ: начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые (Рим. 13:3-6).

Святые Отцы и учители Церкви также весьма часто повторяли, что Бог управляет царствами человеческими, и посылает им царей и прочие власти. Вот, например, слова:

Святого Иринея: "Как в начале солгал диавол, так солгал и в последствии, говоря: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее (Лук. 4:6). Не он определил царства мира сего, а Бог, ибо сердце царя - в руке Господа (Прит. 21:1); и чрез Соломона говорит Слово: мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли (Прит. 8:15-16); и Павел апостол о том же сказал: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13:1); и далее: бо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (4)... Итак, от Бога установлены земные царства для блага народов (а не от диавола, который никогда не бывает спокоен, не хочет оставить в покое и народы), чтобы, боясь царствия человеческого, люди не истребляли друг друга по подобию рыб, но, подчиняясь законам, отлагали многообразное языческое нечестие... Для того-то и Божии служители, сим самым постоянно занятые которые требуют от нас даней, сим самым постоянно заняты (Рим. 13:6)... По чьему повелению рождаются люди, по повелению Того же поставляются и цари, приспособленные (apti) к тем, над кем они царствуют. Ибо некоторые из них даются для исправления и пользы подданных, и сохранения правды; некоторые же для страха и наказания; еще некоторые для уничижения народов, или для возвышения, смотря потому, чего бывают достойны эти народы по праведному суду Божию, одинаково простирающемуся на все."

Тертуллиана: "Итак, видите, не Тот ли раздает царства, кому принадлежат и вселенная, над которою царствуют, и человек сам, который царствует? Не Тот ли располагает в веке нынешнем жребиями правительств, соответственно временам, кто существовал прежде всякого времени, и соделал век - вместилищем времен? Не Он ли возвышает власти, или низлагает?"

Святого Григория Богослова: "Цари! познайте, сколь важно вверенное вам и сколь великое в рассуждении вас совершается таинство. Целый мир под вашей рукой, сдерживаемый небольшим венцом и короткой мантией. Горнее принадлежит единому Богу, а дольнее и вам; будьте (скажу смелое слово) богами для своих подданных. Сказано (и мы веруем), что сердце царя - в руке Господа" (Прит. 21:1).

Святого Иоанна Златоуста: "Почему Апостол увещевал совершать молитвы за царей (1 Тим. 2:2)? Тогда цари были еще язычники, и потом прошло много времени, пока язычники преемствовали друг другу на престоле... Чтобы душа Христианина, услышав это, как было вероятно, не смутилась и не отвергла увещания, будто должно возносить молитвы за язычника во время священнодействий, - смотри, что говорит Апостол, и как указывает на пользу, дабы, хотя таким образом, приняли его увещание: да тихое, говорит, и безмолвное житие поживем в нынешнем веце. Т.е. здравие их (царей) рождает наше спокойствие... Ибо Бог установил власти для блага общего. И не было ли бы несправедливым, если бы они носили оружие и ратоборствовали, чтобы мы жили в спокойствии, а мы даже не возносили бы молитв за тех, которые подвергаются опасностям и ратоборствуют? Итак дело это (молитва за царей) не есть угодничество, но совершается по закону справедливости." И в другом месте: "уничтожь судилища, и уничтожишь всякой порядок в нашей жизни; удали с корабля кормчего, и потопишь судно; отними вождя у войска, и предашь воинов в плен неприятелям. Так, если отнимешь у городов начальников, мы будем вести себя безумнее бессловесных зверей, - станем друг друга угрызать и снедать (Гал. 5:15), богатый бедного, сильнейший - слабого, дерзкий - кроткого. Но теперь, по милости Божией, ничего такого нет. Живущие благочестиво, конечно, не имеют нужды в мерах исправления со стороны начальников: закон положен не для праведника, сказано (1 Тим. 1:9). Но люди порочные, если бы не были удерживаемы страхом от начальников, наполнили бы города бесчисленными бедствиями. Зная это, и Павел сказал: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13:1). Что связи из бревен в домах, то и начальники в городах. Если те уничтожишь, стены, распавшись, сами собой обрушатся одна на другую, так и если отнять у вселенной начальников и страх, внушаемый ими, и дома, и города, и народы с великой наглостью нападут друг на друга, потому что тогда некому будет их удерживать и останавливать, и страхом наказания заставлять быть спокойными."

Блаж. Августина: "Бог, источник и раздаятель счастья, - потому что Он один есть истинный Бог, сам раздает земные царства и добрым и недобрым... И раздает не без намерения, не по случаю, не по счастью, но сообразно с ходом дел и времен, для нас сокрытым, а для Него совершенно известным, которому, впрочем, Он не подчинен, но которым сам управляет и распоряжается, как Господь и Правитель." "По истине царства человеческие управляются Божественным промыслом." "И не без промышления Вседержителя, во власти которого находится то, чтобы каждый на войне или был побежден, или победил, одни получили царства, а другие сделались подданными царей."

В 1906 году святой праведный Иоанн Кронштадский, когда уже начались гонения в ходе революции, первые попытки убийства революционерами священников, генерал-губернаторов и т.д., писал: «Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей, на костях вот таких мучеников. Помни: как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая по старому образцу, крепкая своей верой во Христа Бога и во Святую Троицу, будет по завету святого князя Владимира как единая церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь – она есть Подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

Тут могут развиться шовинистические тенденции, но как говорил диакон А. Кураев – это хорошо, но, с другой стороны, он бы сам выступал против них. Почему? Потому что понятия о Руси - хорошо, но не в крайностях, как это присутствует, например, у евреев. Бог Отец, Бог Творец мира и Вседержитель, Он – Царь Небесный, на земле отражением Его или иконой является царь. Царь любит свой народ, хранит прежде всего его религиозно-нравственный идеал и чистоту веры. Царь в древнем Израиле – явление не политическое, а глубоко религиозное: Помазанник Божий. «Сердце царево – в руце Божией, не прикасайся к помазанникам Моим.»

Монархия - самый древний и наиболее религиозно-освящённый тип отношений на земле. Власть на земле дана Богом, она не просто так. Она противостоит греху, который порождает анархия. Власть – это особая харизма, это особый дар Божий, который даруется человечеству именно в тот период, когда оно поражено грехом, взаимной неприязнью, распадом, борьбой всех против всех. Мир лежит во зле. Этой злой воле и анархии противостоит Богом установленная царская власть и сама монархия – царь и его подданные. Их отношения носят не юридический характер, а религиозно-нравственный. Народ почитает в царе Помазанника Божия, а не просто избранного им самим государственного деятеля, которому просто в награду дали титул. Нет, царя даёт Господь свыше народу верующему, это дар народу.

Святой Григорий Богослов писал, что есть три государственные формы устроения жизни на земле. Первой и лучшей является монархия, и конечно, она является устроением Божественным. Но мы не всякую монархию должны почитать, а ту именно монархию, которая исповедует веру Христову и церковь хранит, только она – священная православная монархия. Более худшим правлением он называл – полиархия – это «многовластие», которая обычно связана с аристократическим правлением – многих лучших в единстве. И, наконец, последняя – анархия – и самая худшая. В анархии господствуют уже тёмные, разрозненные, демонические силы, анархия есть полное разрушение мира, это и есть мир падший, греховный, в котором грех является господином. Грех не знает порядка, он есть разрушение Божественного домостроительства – иерархии. Если народ - верующий во Христа, любящий Церковь и живущий Ею – такой народ имеет монархию, от Бога данную. Если же народ имеет много идолов, тогда устанавливается полиархия, т.е. тогда он не имеет монархии, тогда олигархическая власть многих. А если народ вообще ни во что не верует, тогда-то и появляется анархия – «безвластие», причём анархия может быть в виде различных форм демократии или тирании. У нас сейчас анархия, т.е. власти никакой нет, потому что: президент это одна власть, партии – это другая власть, СМИ – третья власть и т.д., власть различных партий и группировок – значит, власти нет никакой. Более того, они взаимно враждуют.

Царская власть – это религиозно-нравственный идеал народа, народа глубоко верующего. У нас, к сожалению, со словом «царская власть» связаны какие-то политические представления, потому что мы живём в сугубо секулярную эпоху, эпоху разного рода учений и теорий. В древнерусских храмах цари и праотцы изображались на иконах. Монарх от слова «моно», т.е. «один», царь. Монархия входит в Небесную и земную иерархию. Есть Небесная иерархия, которую установил Господь – архангелов, ангелов, есть церковная иерархия. Вот в эту небесно-церковную иерархию и входит монархия как иерархическое устроение мира для его спасения. Монархия служит орудием спасения, по мнению Отцов Церкви, она служит делу спасения человеческого рода, потому что она является хранителем истинной веры и удерживающим от ереси, от других лжеучений. Монархия является Божьим устроением для спасения человеческого рода, входит в домостроительство нашего спасения, потому что она хранит истинную веру и удерживает народ от ереси, от различных лжеучений.

При Константине Великом произошло объединение римской монархии со священным царством. Он стал преемником не только римских кесарей и их законов, но и восприемником царства Давида, к нему Церковь так и относится. В лице святого равноапостольного императора Константина священное царство древнего Израиля объединилось с римской всемирной монархией. Святой равноапостольный Константин соединил эти две монархии в одно государство.Восточная римская империя ромеев – так называлась полностью империя в эпоху царствования Константина. Не римлян, а ромеев. Лучшим подтверждением Торжества Православия и соединения священной монархии с империей служит Великий Вселенский Собор 325 года в Никее, который созвал император Константин. Этот Собор стал Торжеством Православия как над языческим прошлым римской империи, вообще над язычеством. Константин понимал, что империя, мир вообще – мир Церкви и мир империи – это одно и то же. Границы Церкви и империи совпали. Все христианские народы могли войти в состав империи и входили постепенно, обретая здесь истинную веру. В империи не могли жить языческие народы, поганые язычники или еретики: они изгонялись. Они должны были либо покаяться, либо уйти за пределы империи. Собственно говоря, империя и есть мир истинный в духовном, культурном смысле слова. В империю входила масса народа – и греки, и римляне, и сирийцы, и египтяне, и палестинцы, и персы, и галлы. Все они были равны перед Евангелием и в этом смысле торжествовали слова: « нет больше эллина и иудея, а есть братья во Христе» - Вселенская Церковь, которую защищает и с которой совпадает вселенская монархия – восточная римская империя во главе с императором Константином. Император Константин становится епископом внешних дел Церкви, он – слуга Божий, именно он созывает Вселенские Соборы. Идея симфонии есть великий образ отношений между церковью и государством. Симфония – священство и царство.

Святые Отцы, начиная с ранних, в особенности Иоанн Златоуст, пишут: «Бог стал Человеком. Такие же отношения предполагаются между церковью и государством». Кто является главой Церкви? Господь Иисус Христос. Кто является главой государства – не светского, не простого, а того, которое исповедует источником своей власти не человека и не народ, не природу, а только благодать Святого Духа? Как источником, главой Церкви является Господь, так источником власти государственной является так же Господь, Святая Троица, Которая даёт в Таинстве миропомазания основание царской власти. Но как же соотносятся эти два начала: священство (церковь) и царство (православная монархия)? Святой благоверный император, благочестивый государь, в шестой новелле своего кондификационного свода законов («Славянская Кормчая», 42 глава) писал о симфонии: « Величайшее благо, дарованное людям высшею благодатию Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе – руководит и заботится о человеческих делах. А оба, исходя из одного и того же источника, т.е. от Бога, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. А если государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всём, что служит на пользу и благо человеческого рода. Поэтому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божьих и чести священства, надеясь получить через это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем».

Часто симфония между царём и патриархом уподоблялась Марфе и Марии. Обе они любили Спасителя, но по-разному выражали свою любовь. Мария выражала свою любовь тем, что она слушала у ног Христа Его глаголы, и поэтому Марию часто называют образом Церкви. А Марфа в это время готовила на кухне, чтобы угостить Спасителя – выражала так свою любовь, понимая Его человеческую природу. Господь ведь страдал как Человек, она хотела Его накормить. Марфа – это государство. Отношения между церковью и государством такие же, как между этими двумя женщинами, которые одинаково любят Спасителя, но по-разному выражают свою любовь.

Бог стал Человеком, Богочеловеком. Так вот, монархия и церковь находятся в такой же связи, как божественная и человеческая природа во Христе. А она выражена на 1V Вселенском Халкидонском Соборе – был поставлен вопрос о том, как соотносятся божественная и человеческая природа во Христе. Иоанн Златоуст и другие Отцы Церкви уподобляли эти отношения во Христе, проецировали эти отношения на отношения между церковью и государством. Церковь не становится государством, а государство не становится церковью: неслиянно. Но и нераздельно, не отделяется церковь по указу Владимира Ильича Ленина: «церковь отделена от государства, а государство отделено от церкви». В таком случае мы получаем антихристово государство, которое гонит церковь, и церковь, которую гонят, которая находится в катакомбах. А если, например, другой вариант: церковь сливается с государством, церковь становится государством? Тогда получаем Римского папу и Ватикан, крестовые походы и инквизицию, что уже является полной ересью. А наоборот, когда государство становится церковью? Тогда мы получаем языческий манер, такой период, который сходен с протестантизмом, когда церковь – всего лишь функция государства, одна из функций государства, которая занимается моральным воспитанием своих граждан и не больше того, а главой церкви является сам государь. Типичный протестантский манер, папоцезаризм – ересь даже так и называется, т.е. когда происходит огосударствование, когда церковь становится департаментом, у нас это отчасти произошло в эпоху Петра Великого. Когда церковь становится средь государства департаментом и чиновниками духовного ведомства – это, конечно, явный протестантизм. Наоборот, цезаропапизм прямо противоположен – церковь становится государством. А если их разделить ещё – масонский идеал, который в нашей стране, или, например, во Франции – нельзя во Франции преподавать Закон Божий. У нас такой декрет в 1918 году был введён. То и другое – всё отрицает неслиянность и нераздельность. Раз Господь Бог стал Человеком неслиянно и нераздельно, то и церковь и государство – весь мир должен строиться по образу Спасителя. Так считали Святые Отцы и их святоотеческое богословие утверждало священную монархию, симфонию церкви и государства. Мы выходим из храма и сразу попадаем в антихристианский мир, прямо противоположный по духу и по всему. Разумеется, этого не было на Святой Руси. И не было этого, конечно, в Византии, цельная жизнь. Итак, православное царство является тоже орудием божественного домостроительства нашего спасения, конечно, во вторую очередь после церкви, у них разные функции, но цель одна – спасение. Это не просто дело человека: ну хотят – живут в монархии, хотят – в республике. Нет, это устроение всей жизни. Церковь не может нормально существовать в государстве, которое не исповедует христианскую веру, она всегда находится в гонении, а народ – многие идут сразу же в ад, потому что они исповедуют ересь, они вообще ничего не исповедуют, они безбожники, они губят свои души. Поэтому монархия, или православное царство, является так же орудием божественного домостроительства нашего спасения человеческого рода. И вот Господь, Святая Троица, устанавливает священную монархию как отображение Небесного Царства на земле. Православное царство – икона Царства Небесного на земле. Это не то же самое, что и Царство Небесное, это только икона, образ Первообраза. Православное царство есть великий дар Господа народу за истинное исповедание Христа и верность Его Церкви.

В «Деяниях» УП Великого Вселенского Собора (последнего), который победил иконоборчество и на котором был провозглашён день праздника – Торжество Православия над ересью иконоборчества и над всеми остальными ересями, есть послание епископов Константинопольскому патриарху Тарасию, в нём говорится следующее: « Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть есть сила и поддержка священства. Священство хранит и заботится о Небесном, а императорская власть управляет земным, посредством справедливых законов. Теперь преграда между императорской и патриаршей властью пала и желаемая связь восстановлена».

В России, как приняли православие при святом равноапостольном князе Владимире, так же приняли и идею христианской власти. Россию крестил не кто-нибудь, а именно князь, глава государства. Илларион Киевский и другие митрополиты в «Слове о законе и благодати» называют князя Владимира «новым вторым Константином», «новым царём Давидом», уподобляя его именно царю, который просветил свой народ. Очень хорошо по этому поводу сказал первый русский царь Иоанн Васильевич Грозный, он сам прямо и писал о самодержавии в своём послании к Курбскому (к изменнику): «Исполнение истинного православия самодержавства российского царства началось по Божьему изволению от великого царя Владимира, просветившего русскую землю святым Крещением; и от великого царя Владимира Мономаха (хотя они не носили царского титула, но он их называет именно так), удостоившегося высокой чести от греков – это он получил шапку Мономаха в знак будущей русской царской власти; и от храброго великого государя Александра Невского, одержавшего великую победу над безбожными немцами; и от достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами; вплоть до отомстителя за неправды – деда нашего великого царя Иоанна и до приобретателя исконных родительских земель блаженной памяти отца нашего великого государя Василия 111, и до нас пребывает – скипетродержателя Российского царства».

16 января 1547 года Россия стала православным царством – 111 Римом, ибо Константинополь пал под ударами турок. 1 Рим – это католический, латинский Рим, папский – он отпал от веры в Х1 веке. 11 Рим – Византия – пал в середине ХУ века, и теперь Москва становится Ш Римом. Интересно, что Иоанну Грозному восточные патриархи присылали целые послания: «да будешь ты между царями как равноапостольный и славный Константин», - писали они в 1562 году. Иоанн Васильевич Грозный был богословствующим царём, который говорил о том, что в отличие от европейских монархий русская монархия есть настоящая и подлинная, потому что она Богом установленная».

Иоанн Васильевич Грозный так и говорил: « Мы, православные государи, Господа нашего Иисуса Христа, Которому поклонятся все – небесные, земные и преисподние. Поэтому наша власть – самодержавная, и не по человеческому похотению, не по благомятежной человеческой воле, которая сегодня хочет царя, а завтра не хочет, а по Божьему изволению и по Божьей милости мы – самодержавные русские государи, не то, что ты, Баторий», - писал он польско-литовскому королю, - «потому что шляхта хочет тебя сегодня – избирает, а завтра низвергает и приглашает другого, из другой страны».

Иоанн Грозный говорил, что кто отрицает царскую власть, тот является еретиком, ибо отрицает, что Господь является Владыкой над небесными, земными и преисподними. А на Западе царь царствует, но не всегда управляет, шло постепенное ограничение. Это говорит о том, что они не исповедуют полностью и верно Господа Иисуса Христа и Промысел Божий и домостроительство спасения. Страшный удар по русскому самодержавию нанёс, с одной стороны, раскол ХУП века, а с другой, «петровские реформы» - синодальные реформы, в результате которых была разрушена симфония – патриарха не стало. Пётр 1 вытащил кортик, ударил по столу и сказал: «Вот вам патриарх!» Пётр 1 отменил Поместный собор и утвердил протестантское отношение: чья власть – того и вера, т.е. появляется как бы европеизированная монархия, в которой монарх сам утверждает свою веру и церковь, и является её главой – появляется протестантский цезаропапизм, когда нарушается симфония – неслиянное и нераздельное, получается, государство претендует на всё, церковь становится учреждением внутри государства. Это имело очень тяжёлые последствия. Россия осталась с императором, но без патриарха, а уже со 2(15) марта 1917 года, когда настолько европеизировались верхи русского общества, что они отвергли и саму идею священной царской власти и христианской монархии – отпала и вторая – царская власть. Правда, слава Богу, Господь даровал нам в 1917 году избрать патриарха.

Во времена Смуты, в 1613 году Россия вновь восстановила по молитвам новую православную самодержавную монархию, уже при династии Романовых, и дали священную клятву на Земском Соборе 1613 года за все поколения, что: «мы всегда будем иметь самодержавных царей, не самозванцев, а именно православных самодержавных царей из рода в род из династии Дома Романовых. А кто будет против – патриарх ли, царь ли, бояре, крестьяне, дворяне или кто-либо – тот тогда уже будет отлучен от Самой Святой Троицы». Вот такая была страшная клятва. Второго марта 1917 года произошло страшное клятвопреступление, и, поэтому православное учение о царской власти и Прославление Самого Царя-Мученика Николая П для нас очень важно. Святитель митрополит Филарет (Дроздов) пишет: «Бог по образу Своего Небесного Единоначалия устроил на земле царя, по образу Своего Вседержительства – царя самодержавного. Как Он – Вседержитель, так и царь – самодержавный. По образу Царства Своего Небесного непреходящего, продолжающегося от века до века – царя наследственного».

Что касается русского периода – что такое Таинство миропомазания на царство? Во-первых, это было связано с тем, что в Успенском Соборе Московского Кремля царь должен был вначале исповедовать веру православную, что он будет защитником именно православной веры, защитником всех догматов святой веры и является первым мирянином-епископом внешних дел церкви, он должен был исповедовать это при митрополитах и патриархе.

Царь является слугой Божьим и защитником православной веры. Царь давал торжественную клятву, что он будет защищать чистоту православной веры и даст отчёт Богу за свой народ, который ему вручен, что он народ свой не растратил, что не внёс ереси, а наоборот – стоял на страже чистоты православной веры и благочестия. Поэтому жизнь в государстве устрояется благочестивая: никаких сект, никаких ересей не позволялось, не позволялось никакой проповеди различным другим учениям, они были запрещены. Кроме того, царь является Удерживающим от антихриста. Почему царская власть существует? Потому что антихрист захочет сесть на месте святом. Вот царская власть и православное царство является таким хранителем и защитником. Об этом пишет св. Иоанн Златоуст, толкуя знаменитые слова апостола Павла, что «не придет антихрист до тех пор, пока не будет изъят Удерживающий». Кто является Удерживающим? Удерживающий от врага рода человеческого, от этого князя беззакония, от этого зверя, от царства зверя. Помазал на царство Господь, но Удерживающим является царь, царская власть, что открыто исповедует веру православную, она охраняет православный народ. И поэтому Иоанн Златоуст считал, что императоры-самодержцы являются великими защитниками церкви, удерживающими, как и наши потом русские цари, которые стали наследниками. Начиная от Иоанна Грозного, Россия становится 111 Римом, православным царством, удерживающим народы от антихриста. Какое призвание имеет Россия? Она имеет призвание быть священным царством 111 Рима. В эпоху царствования царя Фёдора Ивановича в России утверждается патриаршество, приезжает Константинопольский патриарх Иеремия, и он утверждал в России патриарха, который станет во главе всех патриархов, потому что он будет пятым: Константинопольский, Антиохийский, Иерусалимский, Александрийский, пятый – русский – патриарх Московский и всея Руси. Но все остальные захвачены мусульманами, свободен только один патриархат – русский, потому что есть русский православный царь, русское царство. И вот поэтому Иеремия (грек) хотел вначале вообще остаться в Москве, но по разным обстоятельствам не остался и утвердил первого русского патриарха – святителя Иова. При этом в грамоте царю об установлении патриаршества в России было сказано следующее: «Поистине в тебе, благочестивом царе, пребывает Дух Святой, и от Бога такая мысль тобою будет приведена в дело, ибо древний Рим пал аполинариевой ересью, а 11 Рим – Константинополь – находится в обладании агарян – безбожных турок, твоё же великое российское царство – 111 Рим – превзошло всех благочестием, и все благочестивые царства собрались в твоё царство, и ты один под небесами именуешься христианским царём во всей вселенной, у всех христиан». Это было сказано в январе 1589 года, когда было утверждено патриаршество, поэтому само патриаршество несёт идею священного царства.

Псковский старец Филовей (ХУ1 век), который был великим провидцем и пророком России, писал три послания: Иоанну 111, Василию 111 и Иоанну 1V Грозному, о призвании России в момент, когда Константинополь, всемирная столица, пал - казалось, мир кончился: «Так пусть твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоём царстве, один ты во всей поднебесной христианам царь». Это весьма похоже на то, что сказал потом слово в слово патриарх Иеремия. Что же касается других русских святых – о царской власти писали Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадский, святитель митрополит Филарет (Дроздов). Все они в один голос говорили одно: «Православная власть царя является делом великим для домостроительства спасения человеческого рода».

Прот.С.Булгаков писал: «Царь занял свое особое место в церковной иерархии. Это место трудно определить во всей точности, потому что в нем соединялся разный смысл: с одной стороны, царь почитался как особый харизматик, с другой стороны, он являлся как бы представителем церковного народа, мирянской стихии, "избранного народа, царственного священства", и наконец, в качестве носителя власти он являлся первым слугой Церкви, в его лице государство венчало себя крестом. Сам Константин Великий определял себя как епископ для внешних дел, возвращая тем самым званию епископа то ограниченное значение управителя, наблюдающего за финансовыми и административными делами общины, какое ему принадлежало в век апостольский. Влияние царя в Церкви фактически определялось той государственной мощью, которою он располагал. Поэтому положение "внешнего епископа" в Византии давало ему возможность оказывать самое широкое влияние в Церкви, вплоть до созыва и председательствования на Вселенских Соборах, что не вызывало ни малейшего возражения ни на востоке, ни на западе. Отношения между Церковью и государством в Византии принципиально определялись по типу симфонии, т.е. взаимного согласия при независимости каждой из областей. Государство признавало для себя внутренним руководством закон церковный, Церковь же считана себя обязанной повиновением государству… Когда же эта симфония нарушалась диссонансами, и цари пытались догматически руководить Церковью, навязывая ей свои догматические ереси (арианство, иконоборство), тогда Церковь оказывалась в гонении, и обнаруживалось действительное отношение ее к государству, которое никогда не было догматическим цезарепапизмом. Однако Церковь чрезвычайно дорожила своим союзом с государством, поскольку оно служило Церкви, и наличие царственного главы всего православного мира - православного царя - почиталось как существенный атрибут Церкви. Он был символом завоевания мира крестом, строителем Царствия Божия на земле».

Сто лет смуты истекли. Распятая на кресте Россия воскресает из мёртвых, как воскрес наш Господь. Это будет новая, преображённая, обожествлённая Россия. Она воссияет фаворским светом над всем миром, призывая народы к покаянию.

Воскресшая Россия будет обладать новой, преображённой, самодержавной царской властью. Государственным строем - где Небо отразится на земле в лучах света Небесного Ие-ру-салима.

Внешне, новое русское самодержавие будет напоминать старые формы, но внутреннее её содержание будет преображённое, очищенное от всего мирского и от тлена времён.

Россия будет мировым ковчегом спасения, фаворским светом.

Миллионы православных людей, монархистов, в эти годы, дни, минуты, готовятся отдать всех себя, без остатка во служение этой великой и божественной цели.

НАРОДНЫЕ ДОГМАТЫ НОВОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ:

1.ЦАРСКУЮ ВЛАСТЬ БУДЕТ НАСЛЕДОВАТЬ ЛУЧШИЙ

ПРАВОСЛАВНЫЙ РУССКИЙ САМОДЕРЖАВНЫЙ ЦАРЬ - образ Господа Бога на земле. Кто может ограничить Бога на Небе, а кто образ Его на земле? Никто. Бог открывает своему Помазаннику (избраннику) пути, по которым надлежит вести народы. Власть Его на земле будет НАСЛЕДОВАТЬСЯ по указанию перста Его на своего преемника.

2. НАРОД ОПОРА ЦАРЯ – БОЛЬШЕ НИКАКИХ БАР И ГОСПОД

ГОСПОДЬ ПОСЫЛАЕТ ПОМАЗАННИКА СВОЕГО ДЛЯ НАРОДА СВОЕГО. Это означает, что простой народ – опора Царя, а Царь отец ему и защитник, а не какие-то неприкасаемые родовые сословия, погрязшие в роскоши и вседозволенности, именем царя творящие беззаконие и самосуд. Родовые дворяне, графы, князья – есть мирской тлен, несущий смерть, а народная аристократия – богоугодная опора Помазанника Божьего Русского Царя. Народная аристократия –это когда простой человек из народа за дела свои великие во славу Бога, во служение Царю и Отечеству становится ЗНАТЬЮ ЗЕМЛИ РУССКОЙ – ОПОРОЙ ЦАРЯ. Как не передаётся душа по наследству, также и титул не может быть передан, только делами, службой и чистой души его можно обрести.

3.ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ И ШИРОКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ГОСПОДЬ ДАЁТ СВОЕМУ НАРОДУ ЦАРЯ НЕ ДЛЯ РАБСТВА, А ДЛЯ СПАСЕНИЯ, СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ. Царь – хозяин России, а честный человек, родившийся на своей родной земле- хозяин малой родины. Широкое самоуправление – богоугодная основа воскресшей России.

Честные выборы – отражение церковной соборности. Как на Соборе нет капиталов, нет партий, также и на выборах их более никогда не будет. Только человек, его дела, совесть и честь - будут правом претендовать на власть.

4.НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СОБСТВЕННОСТИ, СВОБОДА БИЗНЕСА

ГОСПОДЬ ЗАПОВЕДУЕТ – НЕ УКРАДИ. Неприкосновенность собственности каждого человека, его сбережений, свобода бизнеса – есть фундамент новой, богоугодной России. Ибо это плоды честного труда и никто не имеет право забирать их.

5. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ И ОТКАЗ ОТ БАНКОВСКОГО ПРОЦЕНТА

РОСТОВЩИЧЕСТВО – ЕСТЬ ГРЕХ ПЕРЕД БОГОМ. Не будет банков, не будет процентных кредитов, все ранее выданные народу кредиты будут прощены. Банки будут национализированы и объединены в единый государственное казначейство. Вместо кредитов будут выдаваться безпроцентные ссуды на развитие бизнеса, покупку недвижимости и т.д.

6. СВОБОДА СЛОВА И СВОБОДА НАРОДНЫХ СОБРАНИЙ

Как сын имеет право говорить с отцом, так и народ имеет право говорить с Царём. Это богоугодно.

7. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

ГОСПОДЬ ДАЛ НЕСМЕТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА НАРОДУ СВОЕМУ И СВОЕГО ПОМАЗАННИКА ДЛЯ СПРАВЕДЛИВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БОГАТСТВ МЕЖДУ НИМ. Все природные богатства, данные Богом русскому народу – будут национализированы и распределены по Божьей справедливости между народом.

8.ДУХОВЕНСТВО ПОД КОНТРОЛЬ ЦАРЯ. БОЛЬШЕ НИКАКИХ «ПОПОВ НА МЕРСЕДЕСАХ И ЯХТАХ»

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦАРЬ – ОБРАЗ БОЖИЙ НА ЗЕМЛЕ. Господь Глава Вселенской Церкви, а Православный Царь – глава Земной Церкви. Самоотстранение царей прошлого от управления делами церковными – есть самоустранение от обязанностей своих перед Богом. Управление делами Церкви в соответствии с её канонами, защита от ереси, нападок богоборцев, вседозволенности духовенства- есть богоугодная и важнейшая задача для Помазанника Божьего.

Время строить Новую Россию - Святую Русь! Бог благословит и поможет:

Заложите "Народные догматы о Царской власти" в политическую программу своих движений, братств и организаций;

-ведите разъяснительную работу с людьми;

-вызывайте на политические дебаты оппонентов: большевиков, демократов, либералов;

Проводите в кафе, в библиотеках, на дому - политические кружки монархистов, думайте, обсуждайте, как вы обустроите родной край;

Что еще почитать